Фестиваль частных детских камерных театров кукол проходил с 2 по 25 марта на сцене клуба "Мастерская" в самом центре Москвы. В клубе действительно было уютно после уличной пурги и мороза. Во многом эта заслуга принадлежала актерам-кукольникам, которые не стали ждать, когда им сделают праздник, и решили его устроить сами себе.
В
интервью нашему альманаху №6 кукольники продюсер Дмитрий Гайдель подробно
рассказывал о преимуществах камерных театров кукол. И на «Московских каникулах»
он вместе с Виктором Драгуном (директором фестиваля) и другими энтузиастами воплощал
в реальность стратегию сотрудничества различных частных театров кукол. Вот и
целью этого фестиваля было собрать в одном месте разнообразные коллективы со
стран СНГ и Европы, качественные, профессиональные.
Важно было сделать так, чтобы у театров была возможность услышать правильную, конструктивную
критику в свой адрес (для этого работал экспертный совет из театроведов) и
познакомиться друг с другом, обменяться опытом. Фестиваль был похож на встречу
старых друзей. Все внимательны друг к другу, ходят на спектакли, смотрят,
записывают, снимают, задают вопросы, высказываются. Глядя на этих людей, было странно
вспоминать вздохи некоторых белорусских профессионалов о том, что наши актеры и
режиссеры редко ходят на спектакли. Очевидно, что работа для детской аудитории
задает определенные рамки, и очень интересно наблюдать, каким образом
исполнители и режиссеры существуют в них. Например, важно постоянно поддерживать
интерес и внимание публики.
|
театр "Картонка" |
Этим
интересен спектакль белорусского театра «Картонка» «Был бы у меня дракон».
Режиссер Светлана Бень делает спектакль интересным, с самого начала создавая
для него новую, удивительную форму. В «Драконе» это ожившие книжные
иллюстрации: они причудливо нарисованы, условны (например, существует в 2D пространстве
бумажного листа), но в них всегда запрятан секрет, аттракцион (как дракон пускает
бумажный огонь и поджигает весь город), который делает игру с этими плоскими
бумажными куклами такой интересной. Это все сопровождается интерактивом с
детьми, которые рады, что их о чем-то просят и спрашивают. Светлана Бень
показала в рамках фестиваля еще и специальную детскую музыкальную программу своего
ансамбля «Серебряная свадьба», где дети не только танцуют, но и сами играют на
музыкальных инструментах.
|
театр кукол "Да-дА" |
В спектакле «Кто на свете всех сильнее» театра кукол
«Да-дА» (г. Кисловодск) артист рассказывал про тундру. Он раздал всем белые
листы бумаги, заговорщицки попросил поднести их близко к глазам и вот она —
белая гладь повсюду. Добавлял, что ветер там дует всегда в лицо и разрешил
детям бросить в себя сделанные из этой бумаги снежки. В спектакле «Девять месяцев»
театра «PIKI» (г. Пезинок, Словакия) актриса учила детей уступать место
беременным женщинам в транспорте, ходила между рядами, падала им на коленки,
спохватывалась и вставала. Когда исполнительница сделала попытку второго захода
в зал, дети тут же подскакивали, усвоив урок. Вообще, чувствовалось желание
актеров быть как можно ближе к зрителю. Так, в спектакле «С улиткой вокруг
света» театра «Карабаска» (г. Пермь) артисты выходили на сцену из зала в
образах натуралистов, рассматривали аудиторию в большие лупы. Как заметил Меелис
Капстас, эксперт из Эстонии, «чтобы играть для детей, очень важно быть личностью
в жизни». Это замечание подчеркивает долю личной харизмы и своеобразного
сумасшествия детского актера-кукольника.
|
театр "PLUS" |
Так, спектакль «Очень вкусно» театра
«PLUS» (г. Гийон, Испания) заставил улыбнуться самого понурого взрослого зрителя.
Актеры устроили на сцене шоу продуктов из холодильника. Сыр пел песню Элвиса
Пресли, салаты танцевали канкан. Глаз от этого оторвать было невозможно:
харизма актеров, удивительная выдумка художника.
Если
спектакли, о которых сказано выше, были рассчитаны скорее на детей дошкольного
и младшго школьного возраста, то был и спектакль, который отличался «взрослостью».
«Прогулка со старым трамваем» по мотивам рассказа В. Распутина «Рудольфио» театра
«Без занавеса» (г. Санкт-Петербург) заставила погрустить. История о мужской
не-мужественности и девичей наивности была сделана с куклами, которые как никто
отличались человечностью. Если сыр из спектакля испанцев веселился на сцене и
большего не мог (да ему и не нужно было), то эти куклы переживали, страдали и разводили
руками, когда не могли принять решение.
|
"Новый театр" |
Похожий
по своему «взрослому» ностальгическому настроению был и спектакль «Путешествие
по временам года» «Нового театра» из Оренбурга, где актер Михаил Новиков с помощью
кукол и игрушек из старого чемодана рассказывал про свое детство. Странная колонна
в середине сцены оборачивалась и становилась домом у бабушки или небольшой
детской площадкой с качелями. Это была личная, в чем-то неказистая, но, в конце
концов, очень трогательная история о первой любви и желании понравиться, и о
том, как быстро летит время, когда своим детям уже приходится объяснять и
рассказывать игры, в которые играл маленьким. Важно упомянуть о значении
подобных спектаклей для детей. Образовательная функция, конечно же, актуальна.
В показанных работах это было сделано ненавязчиво, с попыткой «научить
исподтишка», незаметно.
В
спектакле «Кто самый сильный» зрителям рассказали про малые народы России. В
спектакле «С улиткой вокруг света» сказали: «Зачем ходить вокруг света, а не
прямо к свету?», — вывели мысль, что прекрасное вокруг, его только надо
увидеть. Однако на фоне остальных удивительно выделился спектакль «9 месяцев».
В нем прозвучала та самая мысль об актуальности времени, о которой так часто упоминается
в «Дверях».
|
театр "PIKI" |
Театр из Словакии рассказал детям о процессе беременности легко,
смешно и не утаивая важные детали. Живот женщине заменял круглый чемодан, в
котором, как в домике, жил ребенок. Переводя стрелки на специальных часах с
месяцами, актриса рассказывала и показывала, что происходит в чемодане. При этом
она простужалась, пила лекарства — ребенок плевался. Оказывается, нужно думать,
что ты ешь и пьешь в этот период. Понюхала сигаретный дым — ребенок в дыму,
кашляет, кричит: «Горю». Она рассказывала про папу, который тоже любит малыша и
скоро познакомится с ним. Острым моментом была завязка: как рассказать, с чего
все начинается? Актриса нашла способ: в начале спектакля рассказала сказку про
Буратино и про Дюймовочку, которая выросла из зернышка. По аналогии так все
происходит и в реальной жизни. Нас поразило, как нашлась такая простая, легкая и
смешная форма к теме, про которую всегда стыдно говорить. И то обучение,
которое произошло за момент спектакля, было конкретным и настоящим. Было бы
здорово, чтобы дети имели возможность смотреть подобные спектакли постоянно, и
таким образом узнавали правду.
|
Катерина Аулитисова (театр "PIKI") с призом КукКоллег "Щелкунчик" |
К слову, театр «PIKI» оценили зрители и коллеги:
он увез с собой главный приз фестиваля.
Фестивальная
программа не исчерпывается названными спектаклями, каждый из участников в
чем-то был уникальным и интересным. Театры «НАИВ» из Ярославля и «Два Арлекина»
из Тулы показали, как интересно и разнообразно можно работать вместе с куклами
в «живом плане», насколько интересным может быть жанр народной сказки. Гости из
Прибалтики (театр «Фонарик» и «Проект-театр Рыбка-бананка» из Таллинна, «Stalo
teatras» из Вильнюса) были ожидаемо стильными и неожиданно экспрессивными.
Очень разнообразными были театры из Москвы. Театр «Шутик» показали очень
красивый камерный и сложный в исполнении спектакль про Мерри Поппинс, театр «Тут
и там» экспериментировал в жанре театра теней и рисунков, театру «Котофей»
спектакль про Золушку поставил наш Алексей Лелявский.
«Московские
каникулы» — фестиваль уникальный за счет своей узкой направленности,
профессионального отбора и высокой цели. Увиденное действительно стало
открытием. Очень советуем и вам внимательнее присматриваться и интересоваться.
А так же следить этой осенью за спектаклями «Бродячих кукольников» в московском
клубе «Мастерская», гастролями по Сибири и Прибалтике и другими их проектами.
Источник: Театральный блог "Двери", Беларусь
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий