В конце мая состоялся последний в этом театральном сезоне вечер Клуба «Бродячий кукольник». Его гостем стал композитор Николай Морозов.
|
Фото Владимир Моргачёв |
В свое время Клуб возник по инициативе частных московских театров кукол, не имеющих своей сценической площадки. И родилась эта идея на Международном фестивале камерных театров кукол «Московские каникулы», который вот уже более 10 лет проходит в Москве весной. Основные его организаторы как раз актеры небольшого театра«ТРИЛИКА» - Виктор Драгун и Елена Мартынова, когда-то проводили его каждый год, а с недавнего времени раз в два года при поддержке Кабинета детских театров СТД РФ(ВТО) и Российского центра УНИМА. Приглашая в Москву малоформатные зарубежные спектакли, организаторы всегда включали в программу и наиболее интересные премьерные работы частных театров Москвы, которые получали возможность показывать свои спектакли профессиональному зрителю - коллегам. Решая, таким образом, проблему неучастия многих из этих театральных групп в программах крупных российских фестивалей, организаторы «Московских каникул» с самого начала закрепили еще и традицию подробного обсуждения программы критиками и ведущими специалистами театра кукол. И, как показал опыт этих обсуждений, большинству театров, играющих на очень разных, случайных, площадках, а чаще всего в детских садах и школах, не избалованных вниманием критической прессы, оказался необычайно важен профессиональный взгляд не только критиков, но и коллег.
Вот и идея Клуба «Бродячий кукольник» возникла как продолжение этого опыта «Московских каникул», целью которого стала реальная возможность показывать свои премьерные работы коллегам, слышать их оценки и замечания, знакомиться со спектаклями коллег и обсуждать их в непринужденной дружественной обстановке. К счастью, для этого администрация Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина с готовностью предоставила помещение своего уютного лекторского зала с небольшой сценой.
Итак, каждый последний четверг месяца, за исключением летних, в музее Бахрушина собираются кукольники и любители театра кукол. Программы складываются совершенно разные. Помимо московских премьерных спектаклей, на вечерах происходит знакомство с замечательными современными художниками, режиссерами-мультипликаторами и их выдающимися работами. Эту часть программы когда-то помогала формировать критик Дина Годер, а теперь Роза Гиматдинова - художник-кукольник, режиссер-мультипликатор. Неоднократно проходили творческие встречи с интересными художниками, режиссерами, актерами театра кукол, юбилейные вечера негосударственных театров. Стало традицией в конце года проводить так называемые клубные вечера памяти, посвященные ушедшим выдающимся деятелям театра кукол, воспоминания о которых рождали и благодарность, и осознание преемственности, и столь необходимый анализ основ культуры театра кукол. Поэты, драматурги, художники, актеры и певцы с удовольствием принимали приглашения к участию в программах Клуба.
Вот и недавняя встреча с композитором Николаем Морозовым, думается, для многих стала не просто знакомством с замечательным современным композитором, но и очень сильным импульсом к серьезному осмыслению особой важности музыкального «текста» в спектакле театра кукол.
Вечер начался спектаклем «С Улиткой вокруг света» Театра кукол «Шутик», музыку к которому написал Николай Морозов.
|
"С Улиткой вокруг света". Фото из архива театра "Шутик" |
Кстати, и идея провести творческую встречу с композитором принадлежит именно этому театру в лице Елены и Владимира Моргачевых, являющихся самыми активными инициаторами и организаторами программ Клуба наряду с театром «ТРИЛИКА», Кабинетом детских театров СТД РФ(ВТО) и Российским центром УНИМА. Не имея возможности подробно говорить о творческом своеобразии театра «Шутик» и показанном ими спектакле, следует все же отметить, что этот театр всегда вдумчиво и внимательно работает над всеми составляющими своих спектаклей. Можно по-разному относиться к размеренному ритму их спектаклей, но невозможно не оценить их желание всегда настраивать маленького зрителя на особое слушание, не только ушами, но и глазами. Казалось бы, очевидно, что глубокая и точно соответствующая замыслу музыка необычайно усиливает зрительный образ. Но опыт, и многие фестивальные эксперты и критики отмечают проблему вторичности, безликости, а порой и диссонанса музыки с образом и стилем. Именно поэтому встреча с замечательным композитором Николаем Морозовым для многих стала и редким музыкальным подарком, и поводом задуматься о музыке в своих спектаклях.
|
Фото Владимир Моргачёв |
Морозов знакомил в основном со своей необычайно разнообразной музыкой, виртуозно исполняя ее на рояле и лишь изредка очень коротко и емко что-то уточняя или поясняя. И хотя это были сочинения, не связанные с театральными работами, драматизм, глубина и яркая образность мысли композитора завораживали. Высокий исполнительский уровень, образная лаконичность музыки, усиленные точными авторскими акцентами, простые комментарии к тайнам музыкального языка покорили до отказа заполненный зал Музея.
Композитор рассказал, что, являясь заведующим музыкальной частью Санкт-Петербургского театра драмы «На Литейном» (а раннее в течение почти 15 лет в БДТ имени Г.А. Товстоногова), он продолжает работать с очень разными режиссерами театра, кино, мультипликации, с интересом занимается педагогикой. Начиная свою театральную деятельность в девяностые годы в Екатеринбургском театре кукол, он до сих пор много сочиняет именно для театра кукол, так как ему интересно работать в музыке с объемным и ясным одновременно образом, заложенным в кукле. И это на редкость точно продемонстрировал показанный на вечере спектакль, где история путешествия муравья и улитки, во многом благодаря точным музыкальным акцентам и мотивам, прозвучала глубоко и эмоционально возвышенно.
|
Фото Владимир Моргачёв |
Особое впечатление оставила сама личность Николая Александровича Морозова, человека очень открытого, искреннего. Его умение рассказать о себе, о своем понимании музыки, о своих работах обыденно просто и доступно абсолютно не диссонировало с глубокой, многоголосой и завораживающей тайной его творчества, а лишь подтверждало подлинность его личности. И после этой встречи в Клубе «Бродячий кукольник» осталось не только желание наблюдать в дальнейшем за творчеством композитора Николая Морозова, в чем может помочь и его сайт http://www.nickmorozov.ru, но и понимание необходимости клубных вечеров, которые дают возможность в камерной обстановке размышлять о перспективах сопряженности театра кукол с другими видами искусств.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий