28 марта в столице Беларуси стартовал проект «Бродячие кукольники». Три камерных театра, не имеющих государственного статуса, показали минским зрителям свои спектакли. Вроде бы, ничего особенного - этакий гастрольный мини-фестиваль, без оглушительных имен и грандиозных постановочных расходов, с тремя спектаклями в жанре кукольного и синтетического театра, предназначенными для детей.
Инициатором проекта «Бродячие кукольники» выступил продюсерский центр «Тезаурус» (Беларусь) - можно сказать, идейное детище частного театра «Провинция». «Провинциалы» (по совместительству - артисты Гродненского областного театра кукол) считают, что их театр, который в данный момент не имеет собственной площадки, родился в 2009 году - когда почти совпали присвоение ему официального юридического статуса «частного предприятия» и выпуск первого спектакля в сотрудничестве с режиссером Олегом Жюгждой. Хотя попытки «оживить провинциальную жизнь путем создания альтернативного театрального движения» (так молодые артисты формулируют свои творческие задачи) неоднократно предпринимались будущими «провинциалами» с 2003 года. Но лишь через несколько лет творческий союз разносторонних дарований (Наталья Доценко - актриса и сценарист; Дмитрий Гайдель - актер, режиссер и менеджер; Виталий Леонов - актер и композитор) сумел заинтересовать своими идеями известного белорусского режиссера, нашедшего в «провинциалах» искренних единомышленников, способных как разделить его вольные художнические амбиции, так и активно участвовать в их реализации.
Нельзя сказать, что энтузиазм и творческие успехи «провинциалов» были приняты
радостно гродненской кукольной администрацией. Все складывалось таким образом, что коллективу единомышленников не пришлось почивать на лаврах художественных достижений. А так как в его составе оказался дипломированный экономист - Дмитрий Гайдель - то рождение продюсерского центра стало вполне логичным прогрессивным шагом. «Тезаурус» будет заниматься рекламой и продвижением театральных коллективов малых форм, созданием международных проектов, организацией конференций и мастер-классов по обмену опытом.
Дмитрий Гайдель:
В Белоруссии не так уж и много частных театров, и для того, чтобы играть спектакли или гастролировать, каждому требуется регистрация юридического адреса, обязательная аренда офиса, производство афиш, организация рекламной компании, аренда зала и прочее. Для многих негосударственных коллективов все это может вылиться в суммы и вовсе неподъемные. Получается, что намного выгоднее объединиться нескольким творческим инициативам под одной крышей. И мы для начала предложили минскому хореографическому коллективу «Каракули» такой союз с «оптовым эффектом». А потом придумали продюсерский центр.
«Тезаурус» - некоммерческая организация с огромным творческим потенциалом и уникальным авторским уставом - зарегистрирован в поселке Россь, где я родился и вырос. Так как сейчас в Белоруссии действует президентская программа поддержки села, то наши проекты имеют право претендовать на гранты по этой программе, на льготы по налогам и аренде. Не говоря уже о том, что организация совместных гастролей и их информационное продвижение тоже сильно упрощается. А с творческой точки зрения - наша деятельность будет работать на популяризацию частного театра, альтернативного театрального движения в стране.
Сидя в одной деревне, конечно, театр не выживет материально и не разовьется творчески. Нужно ездить, и за границу в том числе - а значит, нужны международные связи и партнеры. У нас они есть, и уже согласились участвовать в наших проектах: Виктор Драгун (московский театр «ТриЛика») и Сауле Дегутите (вильнюсский «Стало театрас»). Эти, формально зарубежные для нас, коллективы, а по сути - хорошие друзья, решили внести свой вклад в нашу деятельность спектаклями, идеями, поддержкой, оставаясь при этом самостоятельными театрами, с прежним статусом.
С Виктором мы и придумали «Бродячих кукольников». Когда размышляли о возможном сотрудничестве, то сразу решили: раз уже есть нечто вроде бренда, название, под которым существует неформальный клуб в Москве - то и для гастрольных проектов оно как раз подходит!
Для начала мы планируем организовывать гастроли три раза в год: в Беларуси, в России и в Литве, где коллективы-участники смогут предоставить базу для совместных юридических гарантий и финансовых расчетов. В дальнейшем надеемся расширить круг такого сотрудничества, уже ведем переговоры с польскими и эстонскими коллегами.
Среди своих главных задач мы видим привлечение внимания театральной общественности к качеству спектаклей для детей и молодежи, а также - обязательное участие в социальных проектах, благотворительных акциях. На спектакли «Бродячих кукольников» в Минске мы уже пригласили детей из приютов и детей с ограниченными физическими возможностями, чтобы доставить им хоть немного хорошего настроения.
Маленьким частным театрам в любой стране необходимо зарабатывать на жизнь, общаться, творить, путешествовать со своими спектаклями. И мы можем не ждать ни от кого помощи, а сделать все это сами.
Московский театр «ТриЛика» (Виктор Драгун и Елена Мартынова) - для «провинциалов» поистине «старший товарищ», с солидным стажем «бродячести» (этот немногочисленный, но очень инициативный коллектив скоро отметит свое 20-летие) и опытом организации и проведения Международного фестиваля камерных театров кукол «Московские каникулы». Именно на этом фестивале сыграл свою первую премьеру театр «Провинция» в 2010-м, здесь же российские зрители впервые увидели вильнюсский «Стало театрас». И уже не первый год «ТриЛика» собирают коллег на неформальные встречи в Государственном театральном музее им. А.Бахрушина.
Виктор Драгун (актер театра «ТриЛика», арт-директор Международного фестиваля камерных театров кукол «Московские каникулы»):
- Идея клуба возникла на фестивале «Московские каникулы», который наш театр, при неизменной поддержке Кабинета детских театров и театров кукол СТД РФ, собирал с 2004 года. Собственно, и фестиваль был придуман для того, чтобы попытаться отследить театральный процесс вне официальных государственных сцен. Может быть, задать ему какие-то художественные ориентиры.
В Москве частных кукольных коллективов до сих пор никто не сосчитал, честно говоря. Проекты постоянно возникают, часто даже - на один спектакль: соберутся почти случайные люди, что-то такое сделают, поездят по детским садам с какой-нибудь халтурой - и разбегутся. Их очень много, и обнаружить их, отловить практически невозможно - за годы существования фестиваля почти никто не откликнулся. Это понятно, у них ведь в принципе иные задачи.
А есть коллективы, которые и хотели бы проявиться - но не с чем. Они присылают видео и хотят участвовать в фестивале, но художественное качество того, что там записано, не позволяет включить их в программу. Мы их приглашаем в качестве зрителей: посмотреть, обменяться впечатлениями и, может быть, как-то вырасти в этом процессе. Но это им почему-то неинтересно. Хотят только показаться на сцене и получить диплом участника, солидности себе добавить. А тратить время на фестивальное самообразование не хотят.
Но среди участников «Московских каникул» - камерных театров кукол из России и ближнего зарубежья - все же сформировалась группа товарищей, убежденных, что встречаться раз в год маловато. Что надо видеться чаще, обсуждать свои новые спектакли, советовать, может быть, помогать чем-то друг другу, если возникают творческие проблемы. Ведь не у всех есть возможность пригласить режиссера, посоветоваться с критиками, показать коллегам свои премьеры. Взгляда со стороны всегда не хватает.
Кроме того, клуб - это возможность встретиться и познакомиться с коллегами из «смежных искусств», мультипликаторами, художниками, другими интересными людьми.
Мы встречаемся по четвергам в Музее имени Бахрушина. Распределяем время встреч на «странички»: час на одну, час на другую. Бывают, например, «странички памяти», посвященные каким-нибудь выдающимся и уже ушедшим кукольным людям (их героями уже стали Ю.Фридман, В.Новацкий, С.Образцов). Бывает, что встреча полностью посвящена какому-нибудь из коллективов. Например, в декабре театр «Пилигрим» из подмосковной Коломны представил свой спектакль «Необойденный дом» по В.Одоевскому. Спектакль совсем не кукольный, а драматическая притча, и было очень интересно слушать их рассказ о своей истории: о своих поездках в фольклористские экспедиции, о том, как они вообще пришли к театру кукол, будучи драматическими артистами изначально.
В основном, конечно, на клуб приходят московские и подмосковные театры - поездки нынче уж очень недешевы. Чаще всех бывают «Душегреи», «Фантоши» и «Шутики». Периодически Андрей Пронькин (театр «Ученый медведь») отменяет все свои занятия и мероприятия, чтобы показать нам подборку самых интересных мультфильмов. Жаль, что «ученые медведи» в полном составе встречаются с нами редко. Но зато недавно была Марина Лазарева из Гродно (театр «Марья-Искусница»), со своим новым спектаклем «Медвежонок Римцимци».
Любопытно, что к нам «повадились» московские коллеги из государственных театров кукол! Из Московского областного, Образцовского, Московского театра теней и др. (хотя задумывали мы «Бродячих кукольников» только как общение маленьких камерных театров). Оказывается, наши темы для «небродячих», живущих под прочной государственной крышей, не менее интересны, и на сегодняшний день, они, пожалуй, становятся самой активной частью нашей аудитории.
Наверное, «бродячий кукольник» - это не просто и не только человек без официального пристанища. Это, прежде всего, фанат своего дела, немножко сумасшедший, с кучей идей в голове и желанием их реализовывать. И еще - путешествовать в поиске возможностей для этой реализации и новых идей.
Одно из веяний времени - существование не поддающихся счету коммерческих мини-трупп, далеких от художественных амбиций. «Бродячие кукольники» считают, что эта ситуация во многом формирует снисходительное отношение к театру для детей в целом, априори позволяя ему становиться примитивным, неумным, только развлекательным. Сами же они твердо убеждены, что ответственность за качество спектаклей для детей обязана быть очень высокой.
Сауле Дегутите (актриса, режиссер, руководитель вильнюсского частного «Стало Театрас»):
- Вообще, «бродячий» - слово неоднозначное. С одной стороны, философской, - это свободный, ничем не связанный (в том числе и творчески) человек. Он как птичка Божия - «будет день, будет и пища», будет спектакль - будет и хлеб. А с другой стороны, предпринимательской, - «бродячий кукольник» может много лет ездить с одним спектаклем, не находя идей, чтобы создать новый...
Для того чтобы быть настоящим «бродячим кукольником», нужны особые условия. Чтобы был «золотой» муж или жена - тот, кто заботился бы о детях и доме, пока тебя нет. Нужно обладать очень крепким здоровьем. А самое главное - уметь приспособиться к любым условиям и приспособить свой спектакль, так, чтобы он везде прошел на высоком уровне. Не впадать в панику, например, от того, что на площадке оказалось только три прожектора, а не пять, как у тебя было задумано. Да, искусство от этого может немножко потерять в качестве, но зритель не должен потерять в эмоциональном впечатлении. Вообще кукольник (а тем более, бродячий) должен быть очень ответственным человеком и очень любить свой театр - даже, если не хватает двух прожекторов.
Можно сказать, что наш театр стал «бродячим» по приглашению театра «ТриЛика»: Виктор и Лена увидели наш спектакль «Эгле, королева ужей» на фестивале в Каунасе в 2006 году и пригласили в Москву. «Стало Театрас» был еще совсем-совсем молод, и это было первое предложение о зарубежных гастролях, а с тех пор пошло-поехало.
На «Московских каникулах» мы побывали дважды (с «Эгле» в 2007-м, и с «Путешествием ягненка» в 2010-м). И ездим мы довольно много: Бельгия, Люксембург, Норвегия, Латвия, Венгрия... В этом году собираемся в Калининград и Беловежскую пущу. А потом - в Париж, Милан и снова в Люксембург. Чаще всего мы гастролируем по приглашению литовских общин разных государств. Реже - принимаем участие в фестивалях.
Путевые трудности нас не пугают, хотя мы уже и не юные, не 18-летние. Тем более что гастроли - прекрасная возможность совместить туризм и творчество. Сложнее бывает включиться в повседневные заботы после возвращения из «бродячей жизни».
А еще «бродячие кукольники» обязательно должны быть хотя бы немножко авантюристами. И в этом новом проекте чувствуется некоторая авантюрность, что-то новое, что может привести к чему-то очень хорошему! Привлекает еще и грандиозность замыслов - у меня самой таких глобальных проектов не было, я вообще думаю больше о другом, о своих спектаклях. Но вот нам пока еще не пришлось показать свои спектакли в Польше, хотя она совсем рядом - и, надеемся, что теперь нам это удастся!
Так, пока в высших эшелонах постсоветского театрального пространства идут дискуссии о том, каким быть театральному лидеру XXI века и какая из административно-финансовых моделей наиболее адекватна сегодняшнему моменту, творческие единицы самостоятельно объединяются в поисках новых организационных форм. И, возможно, их опыт в дальнейшем войдет в историю театрального дела.
Анна Константинова
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий