Елена Точилко (Леонидова) о фестивалях вертепных театров.
Камерные
вертепные фестивали уникальны по своей особой атмосфере и непреходящей важности
сохранения и развития форм русского традиционного театра кукол. Именно их
особая, почти домашняя атмосфера оставляет ощущение настоящей радости и особой
подлинности. К счастью, таких фестивалей становится больше, так как древняя
традиция вертепных представлений естественным образом возрождается по мере
обращения людей к истокам христианства. Какова эта мера - вопрос неоднозначный,
но то, что с каждым годом появляются все новые и новые вертепы и фестивали, их
объединяющие, - факт.
Когда-то
в Москве в начале 1980-х, незадолго до смены в нашей стране политического строя
и тотальной коммунистической идеологии, режиссер, фотограф, театровед Виктор
Новацкий, известный своим особым даром чувствовать подлинное в культуре, на
основе материалов, полученных в экспедициях по западно-украинским деревням,
впервые реконструировал вертепное представление. И через много лет замалчивания
и даже гонений на какое-либо упоминание религиозных мотивов в фольклоре в
программе знаменитого тогда «Экспериментального ансамбля народной
музыки»под руководством Дмитрия Покровского вертеп был
сыгран на сцене Зала имени П.И. Чайковского. А в начале 1990-х Виктор
Исаевич Новацкий возглавил художественное руководство первым фестивалем
вертепных театров «Семейные рождественские вечера», который
проводили сотрудники Кабинета театров для детей и юношества и театров
кукол Союза театральных деятелей РФ (ВТО). Фестиваль проходил всегда на
разных площадках, но чаще это были выставочные залы и галереи, поскольку формат
представления предполагает камерную обстановку. Ведь и в старину на Святки, в
неделю после праздника Рождества Христова, вертепщики со своим ящиком
(вертепом) и куклами ходили по избам и исполняли при свечах драму «Смерть царя
Ирода», а после развлекали народ потешными сюжетами и рождественскими
песнями-колядками.
И
сегодня вертепы чаще появляются в церковной среде, где родители или священники
озабочены достойным продолжением праздника за порогом церкви. Образ старинного
вертепа оказался необычайно притягательным. Ведь это довольно длительная
творческая подготовка с изготовлением ящика и кукол, с заучиванием текста и
репетициями. Еще вдохновляет радость выступления перед друзьями, родственниками,
а часто и в школах, интернатах, где искушенные современными «видеочудесами»
дети буквально замирают при виде двигающихся по прорезям кукол с весьма
лаконичным и очень таинственным для них текстом.
Вспоминая
о первых фестивалях вертепных театров в 1990-е, нужно отметить, что тогда
участники были, в основном, московские - фольклорные коллективы, изысканные
вертепы художников и простодушные самодеятельные домашние ящики из картона.
Было несколько коллективов из ближнего зарубежья и незабываемая красивая
белорусская батлейка (это национальное название вертепа), показанная Гродненским
театром кукол. Кстати, именно тогда вертепы стали включать в свой репертуар
и российские профессиональные театры кукол. Так, Омский театр куклы,
маски и актера «Арлекин» в 1998 году даже удостоился Национальной
театральной премии «Золотая Маска».
Тогда
же, в начале 90-х, начал свою активную творческую и исследовательскую
деятельность и московский театр «Бродячий вертеп» под руководством Александра
Грефа. Позже именно этот коллектив и подхватил традицию вертепных
фестивалей СТД РФ, а в этом году вот уже в 10-й раз провел свой Фестиваль
школьных и семейных вертепов «Старый новый год».
13
и 14 января в небольшом, но очень уютном помещении в Центре детского
творчества «На Вадковском», где стены украшает большая коллекция уникальных
традиционных кукол и музыкальных инструментов, собранная за 25 лет деятельности
театра, была показана программа из восьми совершенно разных вертепных
представлений. Тут был и вертеп школьников специализированной школы испанского
языка, исполнявших рождественские песнопения по-испански, и очень симпатичные
семейные вертепы, даже вертепы в записи и онлайн общение по скайпу с их
авторами и исполнителями из Ярославля и даже из Нового Орлеана штата Луизиана
(США). Совершенно нескучно было в очередной раз посмотреть прекрасный вертеп
хозяев и их подросших учеников детской студии. К слову сказать, по завершении
своего фестиваля театр «Бродячий вертеп» побывал в Минске на Международном
рождественском фестивале батлеечных и кукольных театров «Нябёсы» и
получил за свое выступление Гран-при «З лялькай да Бога».
Следует также отметить выступление фольклорного Ансамбля-лаборатории
«Камышенка» под руководствомАндрея Кабанова с оригинальным
вертепом, подаренным художником Виктором Назарити. И тут
вспоминается, что именно Виктор Назарити по просьбе Виктора Новацкого в 80-е
годы мастерил традиционный вертепный ящик для Ансамбля Дмитрия Покровского.
Сегодня он не только автор уже многочисленных вертепных театриков, один из
которых даже приобрел Государственный театральный музей имени
А.А. Бахрушина. Создавая уникальные вертепы из папье-маше, он щедро
передает свое мастерство, занимаясь с детьми в своем городке и откликаясь на
все просьбы и предложения по проведению мастер-классов, щедро консультируя
всех, кто задумает сделать свой личный вертеп. Живя в Тарусе, со свойственной
художникам неуемной фантазией, он мечтает сделать этот городок, прославленный
многими великими деятелями культуры, и центром «вертепостроения».
Завершая
рассказ о 10-м фестивале вертепов «Старый новый год», хочется подчеркнуть, что
невозможно переоценить вклад его организаторов, Александра Грефа и его первой
помощницы, замечательной актрисы, музыканта и знатока различных ремесел Елены
Слонимской в сохранении и популяризации вертепной традиции в нашей
стране. Достаточно зайти на сайт театра www.both.ru , чтобы найти обширную библиографическую
информацию об истории вертепа, познакомиться с самыми актуальными статьями и даже
с уставом Гильдии вертепщиков. Думается, опыт проводимого театром фестиваля во
многом дал импульс к появлению вертепных фестивалей и в других городах.
Так, Фестиваль
рождественских домашних вертепов «Ясельки», на котором мне тоже
посчастливилось побывать в этом году, проходил уже во второй раз 9 и 10 января
в замечательном городке Саров Нижегородской области. Основные его
инициаторы и организаторы - Православное творческое объединение «Мiр»
при поддержке Саровского Благочиния и Департамента культуры и искусства
Администрации города. Основные лидеры Творческого объединения «Мiр» -
профессиональные кукольники: режиссер театра (в прошлом руководитель актерского
курса Нижегородского театрального училища) Ирина Михайловна
Семенчук и актер, писатель, драматург, помощник благочинного
Саровского округа по культурно-просветительской деятельности Сарова Роман
Сванидзе. Именно в их театре был поставлен вертеп, с которым они несколько
лет назад показались на фестивале «Старый новый год» в Москве и, думается,
именно тогда вдохновились идеей своего фестиваля.
Начался
фестиваль с молебна в храме, после которого дети с родителями и участниками
фестиваля проследовали традиционным шествием христославов с большими
выразительными куклами волхвов, очень красивыми большими звездами и
песнопениями под стены Саровского монастыря. Там на полянке среди белого снега
был установлен большой Рождественский вертеп, перед которым и было разыграно
веселое уличное представление с медведем, побеждающим Царя Ирода, с маленькими
ангелами, роль которых с удовольствием исполняли дети с прикрепленными к спине
крылышками. Восторг от необычной игры на морозе захватывал и взрослых. По
возвращении, у открытой беседки перед храмом было такое же радостное чаепитие
на морозце с пирожками и баранками, а после этого состоялось открытие выставки
декоративных вертепов и награждение авторов особо интересных работ. Выставка
более чем из 30 работ детей и их родителей, воссоздающих традиционную
композицию Рождества Христова, поразила не столько разнообразием материалов и
техник, сколько тем немалым временем, что было потрачено на этот труд. Ведь
очевидно, что это время было «отвоевано» у малополезной компьютерной игры или
пустого времяпрепровождения. И тут невольно напрашивается ассоциация с
замечательной традицией итальянских статичных вертепов - презепе (от лат.
рraesepe - ясли, в которых лежал родившийся Христос). Помнится, в 2011 году в
Москву была привезена уникальная выставка этих неаполитанских презепе. В ее
содержательном каталоге подчеркивалось, что в XVIII веке созданием
многофигурных сцен Рождества Христова были увлечены даже аристократы, сам
король Карл Бурбон, а одежду к глиняным фигуркам пастухов шила сама королева.
Таким образом, праздник Рождества Христова готовился в течение всего года,
подогревая духовное и творческое его осмысление и предвкушение. Вот и на
фестивале «Ясельки» выставка вертепов глиняных, бумажных, вязаных,
нарисованных, вырезанных из трафарета и украшенных ватой, мишурой и другими
материалами, стала очень важной доминантой.
В
театральной программе вертепы тоже были очень разные. Два замечательно поющих
рождественские колядки фольклорных коллектива «Вечера» и «Птица - жар»
из Нижнего Новгорода показали вертепы с
лаконичными традиционными текстами. Вертеп хозяев фестиваля - очень точно
театрально продуманный, с подробным рассказом о смысле Рождества Христова, в
традиционном ярусном ящике в сопровождении скрипки и других музыкальных
инструментов. Актер Нижегородского театра кукол Александр Носов показал
вертеп в традициях прославленной нижегородской школы кукольников, мастерски
оживляя небольших кукол на тростях, что совершенно нетипично для традиционного
вертепа. Несмотря на то что и ящик, и мизансцены в его вертепе во многом
нарушали традицию, тем не менее настоящее мастерство оживления куклы вызвало
восхищение и неподдельный восторг зала. Впрочем, и еще один вертеп в программе
фестиваля был сделан вне традиции, но очень запомнился.
Дочь
организаторов фестиваля, которая с детства играет на сцене, а сейчас учится в
Москве на филологическом факультете, вместе со своей сокурсницей рассказали
историю Рождества, наряжая по-детски нарисованную елочку. Простые тряпичные
куколки-кулечки в виде елочных игрушек, сшитые самими Марией Сванидзе и Александрой
Дыкан, развешивались на этой плоской елке по мере рассказа и воспоминаний
детства. Но в какой-то момент вдруг они будто сами стали передвигаться по
прорезям, которые были не видны зрителям, и зал замер, как при встрече с чудом.
В традиционном ящике таинственность оживления кукол тоже осуществляется приемом
вождения их по прорезям в полу ящика, когда рук кукловода не видно, но в этом
спектакле был придуман ход передвижения по вертикальным прорезям рукой,
спрятанной за плоскость с изображением елки. Такого вертепа я еще не видела, и
это доказательство того, что традиция может интересно развиваться, не теряя
своего основного смысла... И радостно, что традиция вертепных театриков не
только возрождается, но и так творчески осмысляется именно молодыми людьми.
Можно
было бы много рассказать и о самом удивительно заповедном городе Сарове, о его
спокойных, интеллигентных и гостеприимных людях, о православных святынях этой
земли, но этому нужно посвящать отдельный рассказ. Уверена, что саровский
Фестиваль рождественских домашних вертепов будет развиваться, расширять свою
программу, и думаю, многие вертепщики почтут за счастье приехать в Саров,
украсить его программу своим выступлением и побывать в этих святых местах.
В
этом году мне не удалось побывать на XVIII Рождественском
фестивале народной музыки и театра «Вертеп», который одновременно с
«Ясельками» проводил Камерный театр «Пилигрим»в Коломне. Но по
впечатлениям прошлых лет и по отзывам коллег я знаю, что руководители театра Олег
Гаврилин и Елена Пичугина собирают на свой фестиваль
очень интересные спектакли и вот уже 18-й год дарят своему городу настоящий
рождественский праздник.
В
заключение не могу не упомянуть и о рождественском фестивале, который более 10
лет организует актер Виктор Драгун (Театр «ТРИЛИКА») -
лидер неформальной, но Международной ассоциации «Бродячие кукольники». При
поддержке Союза театральных деятелей РФ (ВТО), Российского центра УНИМА, в
основном, на музейных площадках Москвы в период рождественских каникул
Ассоциация организует показы камерных рождественских спектаклей и вертепов не только
московских коллективов, но и замечательных небольших театров кукол из Литвы,
Белоруссии, Украины.
Признаюсь, написала об этих фестивалях не только от непроходящей любви к вертепу - театрику, с помощью кукол так простодушно напоминающему о главном в жизни.
|
Е. Точилко и И. П. Уварова на фестивале в Коломне |
Но и из убежденности, что возрождаемые фольклорные традиции праздника Рождества Христова пробуждают и в ребенке, и во взрослом (а может, это в скрытом в нем ребенке) далеко запрятанное единство с родом, с человечеством и помогают обрести подлинную радость бытия. Так хочется, чтобы эти традиции не исчезали, а все ярче звучали в многоголосье нашей культуры. Поэтому и переполняет благодарность к тем художникам, кто своей неустанной деятельностью эти традиции сохраняет, передает другим и продолжает нас радовать.
ИСТОЧНИК: "Страстной бульвар, 10"
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий