Когда речь заходит о театре кукол, самым распространенным заблуждением является утверждение о том, что в театре кукол все артисты разговаривают неестественными голосами. Ужаснее всего, что зачастую в этом уверены и сами артисты. Особенно остро это ощущаешь, когда смотришь кукольные спектакли провинциальных театров.
Вы обращали когда - нибудь внимание на то, что, как только артист берет в руки куклу, он автоматически начинает сюсюкать, завышать и изменять голос, а играя злодея, обязательно надрывать связки, пытаться рычать и всем своим «голосоповедением» демонстрировать, какой его персонаж негодяй?....
А ведь в жизни всё совсем не так. Ни один человек не разговаривает извращенным голосом, и ни один негодяй не будет демонстрировать то, что он - негодяй. Скорее напротив: негодяи - милейшие, на первый взгляд, люди.
Однако, при этом артист абсолютно уверен, что кукла должна разговаривать именно ТАК..
Откуда же берется это предубеждение и как его избежать?
То и дело в театрах, да и в учебных заведениях, слышу фразу: НЕОБХОДИМО ПОПАСТЬ В КУКЛУ.
И вот в погоне за, так называемым, ПОПАДАНИЕМ В КУКЛУ, артист старается подстроить свой голос под внешний вид куклы, под ее размер и так далее, таким образом, попадая прямиком в зависимость к голосовому штампу.
Я всегда говорю студентам: выйдите на улицу, на Невский проспект, к примеру, и попытайтесь вот так поразговаривать, как вы мне тут пытаетесь... Никто вам не поверит, потому что нет в этом органики. И правды нет.
Самый типичный вопрос, который мне при этом всегда задают и не только студенты: ЧТО Ж МНЕ ЗАЙЦА ИГРАТЬ СВОИМ ГОЛОСОМ?
На это я всегда отвечаю: В каждом персонаже важен характер, а характер заключается в поступках, а не в том, каким голосом вы будете разговаривать. Голос - дело вторичное, он сам решит КАКИМ ему быть. Когда вы рассказываете анекдот про Медведя и Зайца, вы же не пытаетесь кривляться, изображая каждого из них. Ваш голос сам отделяет Медведя от Зайца. Вы к этому не прикладываете никаких усилий. Вы стараетесь донести до слушателя КАЧЕСТВЕННУЮ характеристику персонажа, то есть, ХИТРОГО Зайца или ГЛУПОГО Медведя, или Медведя - НАЧАЛЬНИКА, но никак не просто внешние его характеристики, то есть, ПИСКЛЯВОГО Зайца или РЫЧАЩЕГО Медведя...Так же и на сцене.
Хотя, безусловно, понятие голосовой характеристики персонажа существует и вполне законно.
Так в чем же разница между голосовой характеристикой и банальным голосовым штампом?
Голосовая характеристика - органичная, индивидуальная особенность голоса актера. Ее можно развивать, можно воспитывать, но базируется она всегда на природных данных каждого человека и не является основой при работе актера над ролью.
Голосовой штамп - это искусственная голосовая краска, отличающаяся исключительно яркой формой, при полном отсутствии содержания...
При помощи штампа очень трудно выражать мысли и чувства персонажа, и при этом от штампа так же трудно избавиться. Он навязчив и неотступен настолько, что, как правило, завладевает всеми вашими персонажами и сводит ваше амплуа до одного типажа, мешая развиваться и расти, как артисту.
Собственный же голос артиста гораздо богаче, интереснее. Он способен выразить больше нюансов, чем любая, как бы вам ни казалось, самая яркая, голосовая манерка.. Если вы начинаете работу над ролью с поиска подходящего голоса или тембра, будьте уверены - на этом ваша работа над ролью и закончится.
Я воспитывался на артистах Ленинградского Большого Театра Кукол, таких, как народные артисты РСФСР: В.С. Киселева, И.С.Альперович, В.В.Кукушкин, заслуженные артисты РСФСР В.П.Корзаков, А.П.Корзаков. Меня всегда удивляла и поражала их способность раскрыть образ персонажа, ведя диалоги, как подлинные драматические артисты, не издеваясь над своим голосом и над ушами зрителей.
Смело могу сказать: не кукла диктует артисту, что играть, а артист своей убедительной игрой руководит куклой и воображением зрителя.
Как пример, всегда привожу спектакль того же ленинградского Большого Театра Кукол "КЛОП" по произведению В. Маяковского в постановке народного артиста РСФСР Виктора Сударушкина, куклы художника Элеоноры Боровенковой. Роль Олега Баяна исполняли в очередь 2 народных артиста РСФСР: Владимир Кукушкин, у которого был очень высокий голос, практически тенор, и Илья Альперович, у которого напротив- очень низкий баритон, практически бас. При этом кукла Олега Баяна была одна. Никаких вопросов по поводу подходит ли голос или нет, никогда не возникало.
Народная артистка РСФСР Валерия Киселева всегда строила свою роль еще за долго до появления в мастерской ее куклы... И никогда не промахивалась мимо образа, напротив, всегда казалось, что кукла подстраивается под убедительность ее игры.
Напомню так же, что в спектакле народного артиста Грузии Резо Габриадзе "ПЕСНЯ О ВОЛГЕ" все роли озвучивали драматические артисты и исключительно своими голосами. А ведь в этом спектакле народная артистка России Лия Ахеджакова озвучивает даже не Зайца, а Муравья, вернее Муравьиху.
Из своей практики могу добавить:
В спектакле "ПУТЕШЕСТВИЕ К РАДУГЕ" по сказкам Д. Биссета, в постановке Николая Боровкова, художник по куклам Элеонора Боровенкова, я играл одного из трех Вреднюг. Это были огромные мимирующие поролоновые маски, надевающиеся на голову артиста. Я долго пытался найти характер своего персонажа, отталкиваясь от того, что делают мои партнеры, пытаясь занять заметное место в этой троице. И наконец, понял, что функционально самое выгодный образ - это "смешливый болван". Так и стал играть. После первых проб художник подошла ко мне и сказала: ВООБЩЕ-ТО Я СДЕЛАЛА ГРУСТНУЮ МАСКУ, НО ТЫ НАСТОЛЬКО УБЕДИТЕЛЬНО ИГРАЕШЬ, ЧТО ЭТОГО НЕ ЗАМЕТНО. Я посмотрел на маску и вдруг увидел, что у нее действительно грустное выражение лица. Но никто: ни зритель, ни партнеры никогда этого не замечали.....
Когда я был студентом ЛГИТМиК, наш мастер, заслуженный артист РСФСР и Эстонской ССР Л. А. Головко, так же жестко прививал нам уважение к своему голосу. Трудно было поверить, что твой голос может подходить к кукольному персонажу, первым делом хотелось его повысить, исказить до неузнаваемости, подмяв под куклу, сделать его, как думалось, более ярким и эксцентричным. Однако, мастер категорично и жестко требовал от нас именно СВОЕГО ГОЛОСА. Был даже момент, когда Леонид Александрович, репетируя с нами дипломный спектакль СОКРОВИЩЕ СИЛЬВЕСТРА, где у меня была одна из главных ролей, роль одноглазого пирата по имени Эскалоп, в отчаянии воскликнул: «Хоть с роли Князькова снимай – заштамповался уже!» И только эта фраза заставила меня прекратить держаться за придуманную голосовую краску и задуматься о самой роли....
Безумно непривычно было начинать разговаривать своим голосом, но в результате этого удалось победить в себе стремление к голосовой манерке, в какой- то момент вдруг обнаружив: У МЕНЯ НЕ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ ИНТОНАЦИИ, Я МОГУ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ И КАЖДЫЙ РАЗ ПРОИЗНОСИТЬ ТЕКСТ ПО-РАЗНОМУ, РАЗВИВАТЬ ЕГО, что при наличии штампа совершенно не возможно!
При голосовом штампе интонации, как правило, закрепляются намертво и повторяются от репетиции к репетиции.
В настоящее время отношение к голосам артистов театра кукол не всегда радует.
Однажды я присутствовал на экзамене по сценической речи одного из курсов факультета театра кукол при С-Петербургской академии театрального искусства. Комиссию возглавлял известный и уважаемый мною педагог с драматического факультета, Юрий Андреевич Васильев - легендарный профессор СПбГАТИ. Во время обсуждения работ студентов, он произнес фразу, которая не могла меня оставить равнодушным. Я могу быть не точным в буквальном выражении, но смысл фразы был такой: «ЭТО ЖЕ АРТИСТЫ ТЕАТРА КУКОЛ!- ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ НЕРЕАЛЬНЫМИ ГОЛОСАМИ!»
КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
АРТИСТ - он и в Африке артист, и за ширмой он тоже прежде всего - АРТИСТ!
Поэтому и разговаривать должен, как АРТИСТ! Ведь на сцене мы видим не абстрактных зайчиков, ежиков и белочек, а вполне конкретные ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ и СУДЬБЫ. А из этого следует, что характер, стиль, манера, а стало быть, и школа сценической речи артиста театра кукол ничем не отличается от школы любого драматического артиста.
В заключение хочется сказать еще об одной разновидности речевого штампа - шепелявости. Это беспроигрышная краска, позволяющая ленивому артисту ничего не играя, иметь успех. Попробуйте пришепетывать - и это всегда будет смешно. Но всегда одинаково. Поэтому мой вам совет: запретите себе это изначально. Не облегчайте себе жизнь. Откройте в персонаже его истинные качества характера. И вы приобретете больший сценический опыт, который расширит ваш диапазон, а значит и амплуа.
Про себя могу сказать, что сыграв в театре и на телевидении более 120 ролей, ни один из моих персонажей не был удостоен этой дешевой речевой характеристики.
Если же, несмотря на все полученные знания, попытки и старания, артист все-таки не может найти органику при работе с куклой и не звучит убедительно и естественно... стоит задуматься: ведь школа школой, а проф. пригодность, пока еще никто не отменял.
МЕНЯ МОГУТ ВПОЛНЕ РЕЗОННО СПРОСИТЬ:
Как же так- столько примеров ярких интересных голосов существует в театре. Известные на всю страну голоса мультипликационных персонажей Клары Румяновой, Василия Ливанова, Георгия Вицина...Та же народная артистка РСФСР В.С.Киселева имела огромный диапазон голоса да и автор данной статьи так же применял в разных ролях различные голосовые характеристики.
Да, В.С. Киселева обладала огромным голосовым диапазоном, то есть ПРИРОДНЫМИ ДАННЫМИ и наряду с этим, как и остальные актеры, обладала мощной органикой и убедительностью в создании образов.
Механизм применения голосовой характеристики - стандартный: сначала суть, потом голос. Позволю себе повторить мысль, высказанную вначале:
Артист должен уметь раскрыть образ персонажа, его СУДЬБУ, а голос сам решит, каким и насколько ярким ему быть. Это уже у каждого индивидуально. Ведь понятие ТАЛАНТ тоже пока еще никто не отменял.
ТАК ЖЕ МЕНЯ МОГУТ УПРЕКНУТЬ в принижении значимости художника: дескать, как же так, значит, что художник не сделает, не стоит на это вообще обращать внимание? Но давайте посмотрим в корень. То, о чем я говорю - большая актерская проблема в театре кукол, а зачастую и в любом детском театре. В своей статье я привожу пытаюсь вскрыть эту проблему и помочь ее решить. Ведь зритель никогда не скажет: КАКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ КУКЛА И КАК АРТИСТ ПЛОХО ИГРАЕТ! Зритель скажет : НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ПЕРСОНАЖ! Да и в принципе, по большому счету, трактовка персонажа - это же прямое дело режиссера, а не столько художника или актера.
А, когда каждый профессионально делает свое дело, тогда и результат налицо! Именно этот результат и называется ТЕАТРОМ, который так же пока еще, слава Богу, никто не отменял!
-----------------
P.S.
В 2015 году я проводил мастер класс в театре кукол города Ставрополя и решил попробовать свой метод на профессиональных артистах. Результат был удивительным. Для артистов оказалось большим открытием, насколько интересен может быть собственный голос. Они с удовольствием включились в процесс и в итоге получили замечательный результат.
А, например, речь артистов бурятского театра кукол «Улигер», которые были моими первыми учениками, пресса очередного фестиваля «Кукарт» несколько лет назад назвала уникальной, отметив удивительную культуру этой речи, которую сейчас уже встретишь далеко не в каждом театре.
P-P.S. И еще одно подтверждение вышесказанному из личной практики.
Не так давно мне пришлось озвучивать один французский сериал «Визитёр из Будущего». 12 персонажей, включая женские. Я – один. Голос практически не менял. Единственное, что менял - характеры. Когда люди видели презентационный ролик, где от каждого персонажа буквально по 1-2 фразы, все говорили, что понятно, кто именно это озвучивает. Но когда видели серии целиком, говорили что, если бы не знали, ни за что бы не подумали, что во всех ролях звучит один и тот же человек. Для меня это является самым ярким подтверждением всего вышеизложенного и даёт абсолютное право ещё раз повторить свой же собственный тезис, заключённый в названии: «Артист, уважай свой голос!», ведь, по сути, голос – это и есть твоё лицо.
Или я не прав?
Заслуженный артист России Андрей Князьков
Андрей , вы правы полностью. Обязательно задумаюсь при воплощении своих ролей. Однако попадание в " маску " останется приоритетным. Вообще Спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ лишь высказал свои убеждения. По этой системе я учу студентов. В результате ни один из них ( а их уже несколько потоков) не знает, что такое голосовой штамп. Понятие " Попадать в маску" у меня на курсах полностью запрещено. Талантливый артист не промахнется, а ремесленник избежит проблемы.
Удалить