Каролина Жерните: "Детям нужен разговор про их проблемы, без символов и метафор."
Интервью Екатерины Гаевой с режиссером, кукольником Каролиной Жерните (Вильнюс, Литва) о предстоящих мастер-классах Каролины в Москве на Школе Бэби Лаб в конце марта 2017 года.
Каролину Жерните, в Москве знают по спектаклю “Майская ночь” Московского театра кукол, номинированного на премию “Золотая Маска” в 2014 году. В Вильнюсе в 2015 году Каролина собрала труппу под названием - "Pojūčių teatras" (театр Ощущений).
- Расскажите, пожалуйста, о предстоящих мастер-классах в Москве, что вы хотите рассказать нашим участникам? Какой обратной реакции ждёте от них?
- Я хочу поговорить о значении истории в детском театре. Но я сама не драматург, я не пишу историю, мне нравится открывать историю в импровизации. Я хочу, чтобы актеры в театре разговаривали со зрителем, чтобы они были очень естественными и откровенными. Упражнения, которые мы будем делать будут направлены на искренность и на умение отдавать, желание делиться своей историей с другими.
- По какой причине Вы стали заниматься детским театром?
- Я им всегда занималась. По специальности я кукольник. Традиция театра кукол для детей есть и она давняя. В Литве театра кукол для взрослых очень мало. С детьми я работаю с 18 лет в разных ситуациях и разных ролях. Всегда думаю о том, что надо сделать, чтобы спектакль был интересен всем. Есть плохая традиция делать в спектакле шутки для взрослых, а сказку для детей. У нас, на спектакле для малышей от 0 до 11 месяцев история больше интересна родителям, но дети тоже смотрят, им нравится, потому что для них в спектакле вся визуальная часть.
- В России достаточно устойчивое представление, что детский театр делают неудачники. Актеры, которые не смогли играть Гамлетов, играют зайчиков. Как думаете в чем причина такого отношения?
- Я знаю, что это не так. Или мне повезло встретиться с людьми, которые делают хорошие спектакли для детей и верят в них. У них нет комплексов или они очень хорошо претворяются. Я знаю, что в России есть школа театра кукол, но, может быть, там слишком мало экспериментов, свободы выражения, и поэтому кажется, что это не интересно, не классно и не искусство.
Я много видела в других странах. Там спектакли для детей принимаются как высокое искусство. Мне кажется, что проблема здесь как раз в истории. Кажется, что детям надо ставить сказки, которые ставит весь мир. Но от них уже тошнит. А это не так! Ты можешь говорить, про свои проблемы, про проблемы детей, которые пришли на спектакль, и не обязательно через сказку, это может быть очень простая и очень откровенная история. Дети ее поймут! Такой театр особенно нужен подросткам. Им нужен разговор, про их проблемы, без символов и метафор, как есть.
- Если говорить про самых маленьких детей, то сейчас в Москве, в России бум открытия развивающих центров для детей, где малышей учат чему-то. Достаточно частый вопрос, который задают нам наши зрители, мамы в основном, которые покупают билеты: что мой ребенок получит, если мы с ним придём на спектакль?
- У нас это тоже есть, но, может быть, не так много. Хотя есть «движение супермам», не только для детей самых маленьких. Но при всем развитии, которое получают дети в наших странах, я наблюдаю, что для наших зрителей всегда маленький шок от того, что можно прийти со своим маленьким ребенком в театр, и не надо уходить, если он будет плакать, не надо беспокоится, что он еще не достаточно большой.
- Если бы мама пришла и спросила «зачем мне идти с маленьким ребенком в театр?» Что бы вы ответили?
- Этот вопрос был и у меня. Я сама долго не верила, что театр для таких маленьких нужен. Сейчас я могу легко ответить на этот вопрос. После посещения театра, после нескольких спектаклей дети больше открыты и для других форм искусства.
Один раз к нам пришла девочка 4 лет, которая никогда не была на спектаклях для детей. Она была на концертах, танцах, но она никак не могла понять, что делать в театре, что смотреть. Во время спектакля она была очень закрытая, а потом начала все трогать, пошла на сцену. А когда после спектакля мы дали ей вкусняшек, она сказала «Мам, я поняла,в театре угощают». Это был её первый спектакль, потом она пришла на другой спектакль, и уже понимала, на что смотреть.
|
"Майская ночь" |
Еще был ребенок, который сразу стал плакать. Он очень боялся, и мама сказала, что он был на другом спектакле и очень испугался, сейчас он боится даже слово «театр». Но во время спектакля Клены, который она покажет на фестивале, я увидела, как этот ребенок освобождается, двигается, в конце спектакля он был единственным, кто помог на сцене что-то делать. Если бы этот спектакль был первым, который он увидел в жизни, его впечатления от театра были бы только позитивные! Поэтому я думаю, что детям нужны спектакли. Но еще они нужны для мам и пап, те эмоции, которые дает хорошее представление ни с чем не сравнить!
- Будет ли на мастер-классе уделено внимание тому, как актерам, режиссерам создавать спектакли для самых маленьких от 0 до 18 или даже до 11 месяцев
- То, что мы делаем это и есть до 11 месяцев. - Это такая форма спектакля, которую надо смотреть, то есть больше визуальная. Подходит она для детей до 3-х лет. После 3-х уже совсем другой зритель, он уже понимает историю, слышит. Я думаю, что с такими детьми надо играть, и я бы даже не хотела, чтобы они сидели, смотрели что-то, они должны двигаться.
Tags:
4LT,
Другое,
Каролина Жерните,
Проекты
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий