Первая публикация «Размышлений у служебного подъезда» неожиданно для меня вызвала довольно активный отклик. Отклик этот, как я понял, прошёл не только по нашей стране, но и по её запределам …. Поэтому, я решил: Эх, была ни была…. Попробую и дальше публиковать свои мысли, благо они не ограничиваются всего одной темой…. Хочу только сразу оговориться (зная, как легко в нашем мире, мире театра, нажить себе врагов) Своими заметками я не ставлю перед собой задачи кого-нибудь уколоть или задеть и уж тем более оскорбить …. Мне просто хочется, чтобы мы, люди театра, задумались над тем, над чем, возможно, до сих пор не очень задумывались, а возможно, и вовсе не считали это объектом для размышлений. А для этого иногда приходится называть вещи своими именами. Тем более, что всё, что я пишу- это, так сказать, мысли человека изнутри.
Хотелось бы только уточнить. Разговор, который я затеял, относится к профессионалам, то есть, к актёрам, режиссёрам, художникам, педагогам театральных учреждений, критикам. Я очень уважаю людей вокруг театральных профессий и просто сочувствующих и симпатизирующих нам зрителей, но давайте все-таки вступать в обсуждения, четко понимая, о чём идёт речь. После первой публикации пришлось удалить целый ряд реплик людей, совсем не сориентировавшихся (по роду деятельности) что же тут имеется в виду. Некоторые пытались возражать, явно не дочитав статью до конца, а потому возражали мне, не видя, что ниже я уже на эти возражения ответил… Проблемы, на которые мне хочется обратить внимание, достаточно серьезные и конкретные, ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТНЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОФЕССИОНАЛАМ! Я не против возражений, но возражения так же должны быть профессиональные, возражения человека, понимающего СУТЬ проблемы. В противном случае разговор автоматически превращается в бессмысленный гвалт, обесценивающий первоначальную цель.
ИТАК.
Следующая тема, на которую мне очень хочется поговорить, это тема публичного обсуждения спектаклей на различных фестивалях…. Я уверен, тут, действительно, есть о чём просто поразмышлять и над чём всерьёз задуматься….
РАЗБОР ПОЛЁТОВ
Все мы наверняка принимали участие в различных фестивалях и не понаслышке знакомы со всей структурой и организацией этих значимых для городов и регионов театральных событий.
Поэтому то, о чём я решил написать, наверняка будет понятно основной массе театральных собратьев по ремеслу.
Посетив за свою жизнь достаточное количество фестивалей театров кукол, я стал задумываться: а то ли вообще происходит в профессиональном мире этого жанра?
И у меня появилось несколько, на мой взгляд, конструктивных мыслей, которыми и хотел бы поделиться с коллегами по цеху.
Сегодня хочу поразмышлять на тему одного "мероприятия", которое является неотъемлемой частью каждого фестиваля, на тему ПУБЛИЧНОГО РАЗБОРА СПЕКТАКЛЕЙ.
Задумывались ли вы когда-нибудь о нравственной стороне этого самого «разбора»? Я задумался. Задумался в тот день, когда сам попал в ряды тех, кто должен был обсуждать и выносить свои вердикты в адрес выступающих коллективов. Произошло это в 2015 году на фестивале спектаклей для детей « Что за прелесть эти сказки», проходившем в городе Сарове.
Оказавшись в составе комиссии лицом к лицу с теми, кто только что был на сцене, я вдруг невольно задал себе 2 вопроса:
- А имею ли я право высказывать свое мнение в адрес режиссуры в присутствии артистов?
- А могу ли я разбирать работу артистов в присутствии самих артистов или, например, что ещё страннее, в отсутствии режиссера, поставившего спектакль?
Ни для кого не секрет, что труппа театра - это сложный организм. Можно называть семьей, можно называть расхожим выражением «террариум единомышленников», но это замкнутая структура. Иерархия. Вполне логичная. Она должна быть незыблемой. Как можно, например, в присутствии детей ругать или делать замечания их родителям? Куда денется авторитет мамы или папы в таком случае? А артисты - люди эмоционально восприимчивые и эмоционально зависимые.. Убедить их в том, что "родители" не справляются со своими обязанностями - пара пустяков. А дальше? Как режиссеру работать дальше с актерами, в которых уже зреют семена сомнения? Как быть режиссеру, когда артист заявляет: «А МНЕ СТОЛИЧНЫЙ КРИТИК СКАЗАЛ, ЧТО Я ДОЛЖЕН ТУТ ИГРАТЬ ВОТ ТАК!»… А ведь никакой гарантии, что он правильно понял этого критика, нет. Так же, как нет и гарантии в правоте того же критика.
И это еще в ситуации, когда критика высказана в корректной форме. А ведь так бывает далеко не всегда. Но, думаю, это тема для отдельного разговора, к которому я, видимо, обращусь в одной из своих последующих заметок.
Очень часто сильный удар столичных комиссий падает на спектакли провинциальных театров, где с финансированием, а зачастую и образованием артистов полная беда, и куда далеко не каждый режиссер отважится поехать. Причем, на эти театры падает не просто УДАР, а сметающий все на своем пути УРАГАН критики. И все это при артистах! А ведь по сути, ЧЕГО ждет режиссер и артисты от выше указанной встречи с профессионалами? Уверен, ПОДДЕРЖКИ. А в случае ошибок - ПОМОЩИ, СОВЕТА. Но никак не разгрома и уж ни в коем случае не унижения, что без преувеличения зачастую и происходит. Мне известны случаи, когда после такого "разбора", директор театра не продлил договор с молодым режиссером, который, как показалось критикам, не очень справился с работой. Я видел этот спектакль и считаю, что там было о чем говорить, и был шанс поддержать режиссера, указав на ошибки, которые он вполне способен был исправить, пусть не в этом спектакле, но в будущих постановках.
Знаю девушку - начинающего режиссера, которая в отчаянии после разбора готова была уходить из профессии....
А уж когда актрисе, в отсутствии постановщика, говорят, что не понятно почему именно ее выбрали на эту роль, это, дескать, не ее амплуа…. – тут, простите меня, совсем, мягко говоря, не по адресу… Разве актриса может что-то сделать? Она даже ответить на этот вопрос не может… А ей ведь и дальше играть эту роль… Или идти к режиссёру и отказываться? А, возможно, у режиссёра – свой воспитательный момент был при выборе актрисы. Ведь может быть такое?
Возможно, то, что я сейчас написал, оказалось новостью для тех, кто этого просто никогда не замечал... Значит, хотя бы в этом от моего поста будет какая-то польза.
Я стараюсь быть конструктивным и рассудительным, потому что очень хочу, чтобы меня услышали.
Не стоит забывать, что любой фестиваль - это праздник. Праздник встречи, праздник показа новых спектаклей, праздник обмена опытом и праздник приобретения этого самого опыта... Так давайте сохраним этот праздник!
Я ПРЕДЛАГАЮ:
ВАРИАНТ 1: ( серьезный, конкретный и реальный)
Обсуждения спектаклей проводить исключительно с режиссерами. Я бы даже предложил сделать так: отвести критикам отдельный кабинет, куда, допустим, в течение определенного часа-двух может зайти по очереди каждый режиссер ( или по желанию все режиссёры) и выслушать по поводу своего спектакля все, что он готов выслушать. Возможно, эта встреча превратится в дискуссию, но она, безусловно, будет продуктивнее, чем публичная порка, прошу прощения за сравнение.
ВАРИАНТ 2: (праздничный.)
Поскольку, как я уже говорил, фестиваль - это праздник, предлагаю из разбора спектаклей так же устроить праздник. Попросить звуко-режиссера дать каждому эксперту по радио микрофону и "забуратинить" голоса. Ну, классно же получится.))))))
P.S:
Безусловно часть критиков, прочитав эти строчки может сказать: «ТО ЖЕ МНЕ, НЕЖНЫЕ КАКИЕ, НЕ МОЖЕТЕ СЛУШАТЬ КРИТИКУ, НЕ ИДИТЕ В ИСКУССТВО».
На что могу ответит : ПЕРЕЧИТАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, МОЙ ПОСТ ЕЩЕ РАЗ!
Или я не прав?
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий