6 марта исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Александровича Лелявского, режиссера, драматурга, педагога, человека, которому белорусский театр кукол во многом обязан своим существованием.
Безусловно, театр кукол в Беларуси функционировал и до 1956 года, когда выпускник режиссерского факультета Ташкентского театрального института Анатолий Лелявский приехал в Минск и стал главным режиссером нынешнего Белорусского государственного театра кукол. Но именно благодаря Лелявскому он обрел свое оригинальное лицо, перестал слепо копировать произведения московских театров и начал собственные творческие поиски. В этом можно было бы усмотреть и некий парадокс, так как театр кукол в жизни Анатолия Лелявского появился «почти случайно»: постановка кукольных спектаклей была подработкой для молодого режиссера, распределившегося в Усть-Каменогорский драмтеатр. Только потом кукольное искусство привлекло большей творческой свободой.
"Режиссер кукольного спектакля заранее заботится о поиске интересных, выразительных мизансцен совсем не потому, что зрителям смотреть на движущихся кукол интереснее, чем на неподвижных. И не из стремления точно передать действиями кукол все то, что в подобной сцене сделали бы актеры драматического театра. Кукла все равно лишь приблизительно передразнит человека. Режиссер ищет такие действия кукол и такое их расположение на сцене, какое было бы интересно и выразительно именно в кукольном театре, а не в каком-то другом. Где, как не в кукольном спектакле, кукла может в прямом смысле потерять голову, а потом найти ее и снова надеть себе на плечи? Или раздвоиться и соединиться вновь?"
Лелявский А. Театр кукол. — Минск, 1974.
Сегодня с именем Анатолия Лелявского связывают изменения в эстетике белорусского театра кукол, отход от натурализма и утверждение своеобразия природы искусства играющей куклы, ставшее возможным также благодаря тесному сотрудничеству режиссера с такими художниками, как Леонид Быков и Алина Фомина.
|
Анатолий Лелявский и Алина Фомина |
Вместе с ними Анатолий Лелявский поставил ряд кукольных спектаклей, которые стали классикой белорусского театра не только благодаря точно найденной форме, но и актуальности содержания, а также настоящей пробой мастерства для актеров-кукольников. Это постановки «Золушка» Т. Габбе, «Звёздный мальчик» по О. Уайльду, «По Щучьему велению» Е. Тараховской и другие.
На этих и многих других спектаклях режиссера выросло не одно поколение минчан. И сегодня родители приводят своих детей на постановки Анатолия Лелявского: неизменной популярностью пользуются его «Волшебная лампа Аладдина» Н. Гернет и «Красная шапочка» Е. Шварца, которые сохраняются в репертуаре театра уже более 30 лет.
Анатолий Лелявский активно работал и над постановками для взрослых. Благодаря ему афиша кукольного театра в Минске стабильно пополнялась вечерними спектаклями, среди которых были «Божественная комедия» И. Штока — один из первых и лучших «взрослых» спектаклей Лелявского (1971), «Прелестная Галатея» Б. Гадора-С. Дарваша, «Левша» Н. Лескова, «Клоп» В. Маяковского, «Жаворонок» Ж. Ануя, «Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и др. В этих спектаклях находилось место и лирике, и юмору, и даже обращению к актуальным социально-политическим проблемам, которые, однако, никогда не были основными в работах режиссера.
|
"Божественная комедия" |
Под руководством Анатолия Лелявского театр кукол начал активно сотрудничать с отечественными драматургами: в репертуаре появилось немало постановок, которые обращались к белорусскому фольклору и истории, например, «Дед и Журавль» В. Вольского, «Серебряная табакерка» по З. Бядуле, «Баллада про белую вишню» С. Климкович.
Драматургией занимался и сам режиссер. Его «Липовички» по произведению В. Голубка были поставлены в Минске и Гродно, а к «Веселому цирку» обращались в Минске в конце 60-х годов ХХ века и в 1990-е. Поставленный в 1999 г. Алексеем Лелявским «Веселый цирк» долго не покидал афиши Белорусского государственного театра кукол.
|
"Похождение бравого солдата Швейка" |
Анатолий Лелявский внес огромный вклад в развитие искусства кукольного театра также своей педагогической деятельностью. Именно по его инициативе в Театрально-художественном институте (БГАИ) начали набирать курс актеров-кукольников, на котором преподавал сам Лелявский.
Анатолий Лелявский также является автором нескольких популярных книг, предназначенных прежде всего для детей и педагогов, «Театр кукол» (1974) и «Театр кукол в школе» (1967). В «Театре кукол» в доступной форме рассказывается об истории и специфике театра кукол, типах кукол, их механике, особенностях устройства сцены, создания декораций, актерского мастерства.
"Работа кукольного актера — большой и сложный труд. От кукольника требуется, чтобы по голосу, ясности произношения, умению перевоплощаться в исполняемого персонажа он ничем не уступал актеру драматического театра, но в то же время еще и отлично владел куклой"
Лелявский А. Театр кукол. — Минск, 1974.
Естественно, эти издания отражают господствующую в 60—70-е годы ХХ века эстетику, но сущность театра кукол, особенности работы актера, отраженные в ней, во многом остаются актуальными и сегодня. Именно в этом постижении самой сущности искусства играющей куклы, а также в высокой культуре и вере режиссера в свое дело, пожалуй, и заключается секрет успеха, признания как зрителями, так и профессионалами творчества Анатолия Лелявского, долголетия его спектаклей.
"Человек никогда не должен терять уважение к самому себе, он должен постоянно помнить, что владеет целым рядом положительных черт, которые очевидно не свойственны его окружению или противникам. Потеря чувства собственного достоинства сразу же замечается сторонними (да и родными) и используется ими как оружие против «павшего духом», ему начинают наносить удары с особым удовольствием и жестокостью. Человек в глазах окружающих — это то, что он думает о себе. Потому что во всех сферах важна не сама объективная правда (как ее установить? Как засвидетельствовать?), а убежденность, что именно это — есть правда (в данном случае, сегодня, в этих обстоятельствах). Собственная внутренняя убежденность в своей правде — величайшая моральная сила человека и одно из средств воздействия на окружающих (подчиненных, учеников, незнакомцев, человеческую толпу…)"
Мастацтва. — 2008. — №9.
ТЕКСТ: Екатерина Ерёмина
При подготовке текста использованы материалы:
Завадская, И. Куклы и смыслы Анатолия Лелявского // СБ. — 7 февр. 2015.
Каладзінскі, М. Тэатр лялек Савецкай Беларусі. — Мінск, 1976.
Лелявский, А. Театр кукол. — Минск, 1974.
Мастацтва. — 2008. – №9.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий