Здесь звучит собственная музыка Николая Якимова, тревожная, жёсткая. Она вдруг обрывается, и на маленьком кукольном столе пронзительно звенит во тьме телефончик. Долго звенит и безответно — ответить уже некому.
Конечно, мирная жизнь вернётся. Зазвучит Sweet Air, и девочка-зрительница своей рукой вложит в ручку куклы-сверстницы плюшевого медвежонка.
Да, дети-зрители немного участвуют в действии, ведь этот спектакль сделан в жанре «игры в куклы». Автор спектакля Евгений Ибрагимов (он и сочинил, и поставил «Прошу разрешения на жизнь») категорически отошёл от привычных аттракционов, принятых в кукольном театре: он не пытается развлечь детей движущимися и говорящими куклами, бойким сюжетом, смешным текстом или чем-то в этом роде. Спектакль приучает малышей к языку метафор и символов, приучает понимать их не на уровне словесных определений, а на обобщённом уровне, где переплетаются понятия и чувства. Куда зовёт бумажный журавлик? Что означает покорёженный, пробитый металлический лист, освещённый красным? О чём говорит белая вуаль, танцующая под завывания ветра?
Может быть, выбором столь непростого языка объясняется то, что «карабаски» называют своё новое творение «взрослым спектаклем для детей от пяти лет». Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова, равно как и Евгений Ибрагимов, уверены в том, что зависимость детей от развлекательных форм искусства и в целом общения сильно преувеличена. По их мнению, пятилетний ребёнок вполне готов к тому, чтобы воспринимать не только сложные темы, но и сложный язык искусства.
Доказательство тому — программка спектакля, на которой воспроизведены вопросы и просьбы рижских детей к Богу, собранные писателем и кинодраматургом Михаилом Дымовым:
«Люди так страдают на земле, неужели в твоём аду ещё хуже?» Радик, 4 кл.
«Может, я могу тебе чем-то помочь?» Света, 2 кл.
«Цветы у тебя получились лучше, чем человек». Галя, 4 кл.
«На земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?» Игорь, 4 кл.
«Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница?» Стёпа, 2 кл.
«Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет, но иногда она всё-таки побаливает». Роман, 2 кл.
«А я ведь каждую секундочку умираю». Паша, 1 кл.
«Не бойся, Господи, я с Тобой!» Андрей, 1 кл.
«Я ещё маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираюсь». Ева, 3 кл.
«Мама сказала, что я во сне плакал. Ты не помнишь, о чём мы с Тобой говорили?» Игорь, 3 кл.
«Если бы Ты первым сделал женщину, Тебе бы не пришлось возиться с рёбрами». Вова, 4 кл.
И много ещё столь же прекрасного.
Спектакль «Прошу разрешения на жизнь» сделан так, чтобы своей тонкостью, глубиной и неуловимой красотой хоть немного соответствовать этой детской мудрости. Он очень эстетский, и взрослые зрители это оценят. Впрочем, может, и дети это понимают? После этой премьеры многие привычные представления приходится пересмотреть.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий