С 21 по 25 марта по инициативе Виктора Драгуна и Елены
Мартыновой (театр «ТриЛика») в Москве состоялся 9 Международный фестиваль
камерных (негосударственных) театров кукол «Московские каникулы». Даже при
скромных, ограниченных ресурсах, фестиваль ежегодно приглашает несколько
критиков театра кукол и одного режиссёра, чтобы они каждый вечер обсуждали
увиденные спектакли (во время обсуждения иногда бывают очень эмоциональные
споры между критиками и создателями спектаклей). А на закрытии фестиваля сами
участники путём тайного голосования выбирают один, на их взгляд, самый
понравившийся спектакль. В этом году обсуждения проводили Екатерина Образцова
(заслуженная артистка России, режиссёр-постановщик ГАЦТК им. Образцова),
театральные критики Алексей Стрельников (Минск, Беларусь), Меелис Капстас (Таллинн,
Эстония) и примкнувшая к ним в последний день Анна Константинова
(Санкт-Петербург). А «главный приз» достался актрисе Катарине Аулитисовой
(театр «ПИКИ», Словакия), за моноспектакль «Девять месяцев» (реж. К. Аулитисова
и Любо Пиктор).
|
Экспертный совет фестиваля и К. Аулитисова со "Щулкунчиком" |
Фестиваль «Московские каникулы» внимателен к нашим
кукольникам. Каждый год в нём принимает участие какая-нибудь труппа из Литвы. С
первых дней фестивальной истории чаще других в Москве выступал театр
«Никштукас» Юрате и Дарюса Арманавичюсов из Каунаса. В 2004
г. Каунасцы показали спектакль «Кыцик, Мыцик и тётушка», 2005 г. – «Приключения
поросят» (приз КукКоллег «Щелкунчик»), 2006 г. – «Колобок». Так же в 2006 году
свой спектакль «Музыкальная шкатулка» (реж. Юлия Скуратова и Римас Дрежис) показал театр «Леле» из Вильнюса и удостоился главного приза. В 2007
году Клайпедский театр кукол привёз спектакль Гинтаре Радвилавичюте «Сказки
ангелов» (по В.В. Ландсбергису).
|
Театр "Никштукас", Каунас. |
В последние годы на фестиваль
постоянно приезжает «Настольный театр» из Вильнюса. В 2007 г. Сауле Дегутите и
Снеголе Дикчюте в Москве показали спектакль «Эгле королева ужей», в 2011 г.
«Путешествие ягнёнка», а в этом году спектакль-импровизацию «День рождения» (по
мотивам повести П. Трэверс «Мэри Поппинс»; режиссёр С. Дегутите, композитор С.
Дикчюте, актёры С. Дегутите и впервые в этом спектакле – Юргита
Орловайте).
|
Театр "ЛЕЛЕ", Вильнюс. Спектакль "Музыкальная шкатулка". |
О фестивале рассказывает актриса «Настольного театра» Юргита
Орловайте: “Фестиваль меняется: два года назад, мы видели много” тяжелого
“традиционного русского кукольного театра, в этом году – много гостей из-за
рубежа, стилистически и технически разнообразных спектаклей. Раньше фестиваль
проходил в скромном культурном центре, в районе Москвы который мы можем
сравнить с новым районом Вильнюса, в этом году фестивальная программа была
поделена на две части – официальная и коммерческая. Основная программа
проходила в центре Москвы в камерном театре-клубе «Мастерская». Координация
фестиваля в этом году была скромная. Одному Виктору Драгуну не хватало сил
(Елена Мартынова была вынуждена покинуть фестиваль в связи с тяжелыми семейными
обстоятельствами). Мы предложили в следующий раз создать команду
добровольцев-помощников.
|
Клайпедский театр кукол. "Сказки ангелов". |
О спектакле “День рождения”, красиво, в ходе обсуждения,
отозвался критик Алексей Стрельников. По его мнению, спектакль показал детям,
что можно играть не только с помощью коммерчески доступных игрушек из магазина,
но и с их собственными, придуманными и сделанными своими руками в домашних
условиях. Минчанин вспомнил, как будучи ребенком, балансировал на стуле,
воображая, что едет на лошадке … Ему в спектакле понравилось идея поменять
местами людей и животных. Например, Сауле играя льва, здоровается с детьми как
со зверятами. А человеческие персонажи сидят закрытыми в клетках. Критик
похвалил Дегутите, за то, что она реагировала на комментарии детей во время
спектакля, поддерживала разговор с ними на русском языке, даже во время
случайно придуманных неологизмов …
|
"Stalo teatras", Вильнюс. Спектакль "День рождение". |
К сожалению, творческая группа из Жешува (Польша) из-за
обострения заболевания у актера не смогла показать свой спектакль “Ивонна,
принцесса Бургундская» (В. Гомбровича в постановке О. Жюгжды). Я видела
фотографии спектакля – действие происходит в песочнице.
Впечатлил и порадовал моноспектакль из Словакии “Девять
месяцев”.
|
Театр "ПИКИ", Словакия. Спектакль "Девять месяцев". |
Актриса Катарина Аулитисова его создавала, когда сама была
беременна. В спектакле Мама общается с ребенком, находящемся в утробе матери
(кукла в чемодане). Ребенок – полноценный человек, которому вредит окружающий
шум, дым, грубое поведение в троллейбусе с его мамой … Актриса играла на
словацком языке, вставляя по ходу польские и русские слова. Маленькие зрители
очень живо реагировали во время представления. Было бы замечательно привезти
этот спектакль в Литву.
Так же мы увидели необычную интерпретацию популярной сказки
“Золушка”.
|
Театр "Котофей", Москва. Спектакль "Золушка и её дневник". |
Актриса Мария Овчаренко играет спектакль, сидя в инвалидной
коляске. «Золушка и ее дневник “(режиссер Алексей Лелявский) – эстетически
очищенное и точно выверенное зрелище. Воспоминания счастливой женщины очень
тронули …
“Новый театр» из Оренбурга показал спектакль “Путешествие по
временам года” (режиссер Елена Новикова).
|
"Новый театр", Оренбург. Спектакль "Путешествие по временам года". |
Актер Михаил Новиков в
моноспектакле, с помощью подлинных предметов, по принципу документального
театра, рассказывал о своих приключениях в молодости, в 60-х годах прошлого
века. Это ностальгическая исповедь – монолог, без какой либо театральной
условности…
Московские дети реагируют очень активно и эмоционально. Если
у них что-то спрашиваешь, то они считают, что должны ответить как можно громче
и остроумнее. Интерактивные моменты, играя для них, следует использовать с
большой осторожностью. Первый спектакль мы показывали в детской театральной
школе – и нам казалось, что ученики сейчас выбегут на сцену и сами начнут
играть. Как сказал Алексей Стрельников, дети в наше время приходят в театр не
только и не столько смотреть спектакль, сколько самим побыть и поиграть на
сцене. Мэри Поппинс в исполнении Сауле Дегутите, в финале спектакля поздравляет
всех с днём рождения и приглашает на сцену. В этот момент дети такие
счастливые….
Когда мы играли спектакль для литовских детей в доме Юргиса
Балтрушайтиса в Москве (за эту возможность благодарим Чрезвычайного и
Полномочного посла Литовской Республики в Российской Федерации Рената Норку и
специалиста Сауле Шарпите), мы увидели разницу в поведении: литовцы спокойнее,
постепенно набираются смелости. Может быть это произошло из-за официальной
атмосферы, зала с государственным флагом, белым роялем…
Возможно, детей было меньше чем взрослых, однако вскоре все
расслабились, стали реагировать, отвечать на вопросы.…После спектакля дети
прибежали и стали примерять на себя перчатки, очки, играть на инструментах.
Одна литовская мама радовалась спектаклю: «Увидели альтернативу американской
культуре, стрелялкам, интернетным играм, которые убивают детскую фантазию».
Так же играли спектакль в большом детском магазине, в очень
дорогом районе Москвы. Там оборудован камерный театральный зал на 30 -40
зрителей. Понимали, что придётся играть для детей богатых родителей, которые
могут купить всё…. И вдруг какая-то «сумасшедшая тётка» вместо кукол и игрушек
показывает им спектакль из предметов – чайника, зонтика, галстуков, шляпок и
другого реквизита. Первоначально дети недоумевали: «Что за бред происходит?”.
Но Сауле удалось заинтересовать детей, втянуть их в игровой процесс. И в конце
уже все играли с флакончиками для духов, обувью, фотографировались…
Мне неожиданно пришлось заменить игравшую до этого в
спектакле актрису Эдиту Зизайте, поэтому роль Аккомпаниаторши была для меня
новой. Репетировала дома, на своём детском пианино «Красный октябрь», а первые
два спектакля в Москве играла на блестящих чёрном и белом роялях!!!! На третьем
спектакле было пианино, а в театральном зале магазина инструмента не было….
|
Юргита Орловайте в спектакле "День рождения". |
За пять минут до начала спектакля один зритель принёс
детскую „Yamaha“, которая неустойчиво держалось и мигало красными лампочками.
Пришлось вертеться и не упасть «лицом в грязь» из-за такого «унижения»…
Москва удивила холодом. В конце марта было – 18 градусов
мороза. Было много снега и огромные пробки на дорогах. Шутили, что на фестивале
в основном общаемся не с коллегами кукольниками (профессионального общения не
хватало в этот раз), а с водителями, которые развозили нас по площадкам.…
Десять километров ехали в течение двух часов. Ужасные цены: чашка кофе в кафе
стоит около 20 литов на наши деньги. Два года назад люди в метро казались более
агрессивными, недоверчивыми. В этот раз москвичи были более доброжелательными,
спокойными. Правда иногда неожиданно переносились в прошлое – обедали в
учительской столовой в театральной школе, которая была украшена советской
символикой, скульптурами Ленина. Среди такого окружения не очень уютно себя
чувствовали…
В самом конце нас настигла большая метель. И Сауле Дегутите
провела в аэропорту пять часов в ожидании отложенного рейса. По возвращении в
Вильнюс сложилось впечатление, что приехали в какой-нибудь тихий городок
Бирштонас. Людей мало, спокойствие. Как приятно вернуться домой с мегаполиса,
где ежедневно бегут, бегут около 15 миллионов человек….»
Ридас Вискаускас
Kulturpolis.lt
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий