В 1970 году, во время семинара режиссеров кукольных театров в Осло в Норвежское телевидение поступили десятки удивительных детских писем. Вот одно из них: «Все куклы разучились говорить, мы больше не хотим их видеть. Мы любим только Буратино и очень хорошо понимаем все, что он нам рассказывает по-эстонски…»
Этот отзыв вполне можно было бы присоединить к многочисленным письмам – наивным и серьезным, взволнованным и восторженным, которые приходят в Таллинн из всех городов и стран, где хоть раз побывал Государственный кукольный театр ЭССР. Со дня основания, с 1952 года, им руководит заслуженный деятель искусств, вице-президент советского отделения международной организации кукольных театров УНИМА Фердинанд Вейке.
Фердинанда Йоханнесовича можно застать в театре почти в любое время суток. Это человек, который работает всегда. Постоянно, ежесекундно. Отдохнуть после утренней репетиции для него означает сыграть роль в дневном спектакле; в перерыве после спектакля он или пишет новую инсценировку, или рисует эскизы кукол, или снова отправляется на репетицию. И уже поздней ночью, иногда до рассвета, готовит собственный творческий вечер, в котором неизменно участвует веселый и остроумный Буратино.
Кажется, что даже и тогда, когда Фердинанд Вейке просто разговаривает с вами, вспоминает, как в давние годы ему, деревенскому школьнику, поручали роли в профессиональном Раквереском театре, он продолжает работать, творить. Его большой, истинный талант сжег все необязательное, второстепенное и оставил художника: актера, режиссера, драматурга, педагога, лектора, организатора, безраздельно преданного своему искусству.
В 1946 году Фериданд Вейке закончил в Таллине театральную школу и балетные курсы, стал солистом балета театра «Эстония» и одновременно артистом драматического театра им. В. Кингисеппа. Вскоре на драматической сцене он пробует свои силы в режиссуре. Казалось бы, жизненный путь определился навсегда, но случилось непредвиденное. Правда, не сразу, не вдруг. При драмтеатре в то время работала группа артистов-кукольников. Богатые изобразительные возможности этого вида искусства заинтересовали Ф, Вейке, но оставить балет или драматическую сцену казалось тогда невозможным. И он попутно участвует в работе кукольников.
В 1950 году Фердинанда Вейке послали на высшие режиссерские курсы в Ленинград, в театральный институт имени Островского.
Трудно сказать, как созрело это решение, но, вернувшись домой, Вейке принимается за организацию эстонского кукольного театра. И дело это захватывает его целиком. И вот 2 января 1952 года в новом театре состоялся первый спектакль.
А вскоре пришли и успехи. В 1957 году постановка пьесы Йоханнеса Кангиласки «Хитрый Антс и Ванапаган» завоевала первую премию и диплом I степени на Всесоюзном фестивале кукольных театров в Москве. В 1960 году театр едет на Всемирный фестиваль в Румынию – и снова победа. В 1964 году – вновь премия на Всесоюзном фестивале… В нынешнем году эстонские куклы завоевали признание у юных зрителей ГДР, где проходил фестиваль кукольных театров.
«Будьте такими же веселыми, как таллинцы». – писал в эти дни Хенрик Юрковский, генеральный секретарь УНИМА, обращаясь к кукольникам всего мира.
Известны таллинцам и концертные выступления самого Фердинанда Вейке. Впрочем, не только таллинцам, но и зрителям Москвы. Осло, Магдебурга, Хельсинки. Риги, Иркутска, Минска. Лондона, Праги, Варшавы…
Сегодня Фердинанду Вейке исполняется 50 лет. Юбиляр покажет премьеру своей новой программы «Мелочи».
«Очень хочу, - говорит Фердинанд Вейке, - чтобы этот спектакль помог людям забыть о ненужных мелочах жизни, мешающих им полностью посвятить себя настоящему, истинно большому делу – а оно должно быть у каждого!».
Скульская Е. Фердинанду Вейке – 50. Наши юбиляры// Советская Эстония. 22 дек. 1974.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий