Вот и подошел к концу фестиваль камерных театров кукол
«Московские каникулы», который впервые в этом году театр-клуб «Мастерская»
открыл простому зрителю – детям, – вынеся это профессиональное событие из-за
кулис в люди.
Побывав на нескольких спектаклях фестиваля, мы окунулись в
невероятно доброжелательную атмосферу, где русские и зарубежные театральные
коллективы не только друг друга поддерживали из зрительного зала, но и живо
реагировали на шутки и необычные приемы своих коллег на сцене наравне с детьми,
которых порой было просто некуда посадить – полный аншлаг. Нужно отдать должное
организаторам фестиваля, которые очень удачно подобрали его участников. Все
были совершенно разные, новые, яркие – было чему поучиться друг у друга, было,
на что посмотреть и чем насладиться зрителю. Учитывая интенсивность показов (4
в день!), после последнего вечернего спектакля многие ощущали не усталость, а
прилив бодрости и сил.
«О 9 месяцах» от словацкого театра «PIKI»
В этом спектакле за 40 минут действия пронеслись целых 9
месяцев: самые важные в жизни каждого из нас. Словацкая актриса сразу же
влюбила в себя юную публику: она говорила правду о главном, отвечая на вопрос
«Как дети появляются на свет?»… Она сразу же развеяла миф о том, что детей
приносит аист или другая птица. Жестами и движениями, эмоциями и интонацией
донесла до детей информацию, которую родители иногда замалчивают годами, не
зная, как правильно её выразить.
Как зарождается новая жизнь в утробе матери, что происходит
на протяжении долгих девяти месяцев, как мать общается с малышом, растущим в ее
животе. Как малыш реагирует на все, что происходит вокруг его мамы и на все,
что мама чувствует и переживает. Как маме лучше объяснить ему, как выглядит
папа ребенка и зачем он им нужен… На эти и другие вопросы дети нашли ответ в
спектакле.
Затронув столь щекотливую тему, Катарина Аулитисова –
актриса и одновременно со-основательница семейного театра, где актерами,
режиссером и художниками являются она и ее супруг, – нисколько не опошлила этот
вопрос, не намекнула детям на то, что над этим стоит смеяться или как-то
шутить. Наоборот, используя минимальный реквизит, простые жесты и юмор, ей
удалось расположить к себе публику, заинтересовать ее, рассмешить и заставить
детей задуматься о том, откуда же они действительно взялись: не из полена же
или из капусты!
В спектакле одной актрисы было два персонажа: мама и малыш,
который рос в ее утробе. Форма действия – их диалог. Очень оригинально был
выполнен «внутренний мир» ребенка – живот мамы: в картонном саквояже есть
окошко, метла для уборки, кран, откуда поступает еда от мамы и мягкая подушка.
Несмотря на то, что спектакль шел на смеси русского и словацкого языков, дети
понимали буквально все. В конце – открытый финал (мы так и не узнали, кто и как
родился у этой мамы) и продолжительные бурные овации. Дети не хотели отпускать
полюбившуюся им героиню.
Катарина Аулитисова охотно ответила на наши вопросы после
спектакля:
- Как у Вас возникла эта идея поставить детский спектакль о
жизни в утробе матери?
- Я была тогда беременна старшей дочкой. Мы играли его с
настоящим животиком до последнего, пока я не родила. Это было уже довольно
давно – в 1993 или 1994 году. Сейчас героине спектакля (моей дочке) уже 18 лет.
После долгой паузы четыре года назад мы снова решили включить спектакль в
репертуар театра: он пользуется у зрителей большой популярностью.
- Понравилась ли Вам реакция нашей публики?
- Очень! Я была удивлена такой живой реакции русских детей –
ведь я плохо говорю по-русски (учила его давно еще в школе). Мы впервые
выступаем с ним в России, и мы очень рады, что нас здесь так приняли.
- Что Вы можете сказать о наших спектаклях, которые Вам
удалось увидеть на фестивале?
- Мы не видели все пока, но из тех, что мы посмотрели, я
могу сказать, что, несмотря на камерность частных театров, порадовал очень
высокий уровень актерского мастерства. Воспитанная пражской школой искусств,
некоторые приемы показались мне слишком вычурными, переоснащенными в плане
реквизита и декораций, но возможно, вы воспринимаете театр немного по-другому.
Мне очень все понравилось, и я надеюсь, что мы еще приедем играть в Россию.
«Золушка и ее дневник» от театра «Котофей»
В этом спектакле – минимум декораций и мятая красная
скатерть, которые могут в начале смутить любителей классических кукольных
постановок. Однако с игрой актеров все оживает и начинает играть совершенно
другими красками.
Актриса семейного театра-дуэта Мария Овчаренко передвигается
и играет на сцене в инвалидном кресле. «Невероятно харизматичная и талантливая
женщина, дополняющий ее мужчина» – отзыв зрительницы, пораженной действием на
сцене. Для многих зрителей, в первую очередь детей, спектакль про Золушку с
классическим сюжетом воспринимается совершенно по-другому и с другим
контекстом.
В основе спектакля – два абсолютно разных литературных
произведения: широко популярный текст сказки Шарля Перро «Золушка» и рассказ
Алана А. Милна «Золушка. Отрывки из ее дневника, найденного за кулисами».
Очень интересная реакция детей. Кто-то помладше был в
восторге. Им не понадобились правдоподобные «навороченные» декорации:
воображение без проблем дорисовало недостающую картинку. У старших детей
подобный минимализм вызвал резкий протест. Им не хватило декораций, цвета,
света. Есть, над чем задуматься: современные камерные театры – такие, как
«Котофей», помогают детской фантазии выливаться в свои собственные,
индивидуальные образы, для которых чуждо навязывание видения режиссера.
«День рождения» от литовского «Настольного театра» («
Staaloteatras»)
Спектакль со старым добрым сюжетом, но в совершенно
необычной трактовке. В умелых руках актрис оживают самые простые бытовые
предметы, превращаясь то в животных, то в музыкальные инструменты. Образный ряд
очень понятен детям и очень необычен. Чайник превращается то в пингвина, то в
дом, деревья – в скатерть (!), а персонажи из «Мэри Поппинс», чей сюжет
разыгрывается на сцене, сделаны из детских ботинок, вязаной салфетки и духов.
Главная героиня – новорожденная Мэри, – оживляет все и всех. Леди совершенство,
которую спешат поздравить «чулочно-галстучные» змеи, «мочалочный» лев, сова в
солнечных очках и, конечно, дети, которые так ее полюбили.
Живая музыка предметов весьма органично дополняет спектакль,
придавая ему свой шарм. Взаимодействие актрисы с публикой, большинство которой
– дети, поражает. В финале на сцену приглашаются все, у кого день рождения в марте,
весной, а потом и – в этом году. Дети в восторге от возможности попасть на
сцену.
“Очень вкусно” от театра PLUS, Испания
Спектакль «Очень вкусно» – это история о капризной девочке
Мари и ее папе. Мама уехала в отпуск, и им самим приходится готовить себе ужин.
Мари отказывается есть рисовый пудинг и ложится спать голодной. И тогда на
сцену выходят главные герои спектакля – рисовый пудинг, который расстроился
из-за того, что Мари его не любит, и другие продукты, которые пытаются его
развеселить.
Кан-кан в исполнении салата Латук, балканские танцы от лука порея и другие
искрометные номера не отпускают внимание зрителей и не дают скучать ни детям,
ни взрослым! Смех в зале не умолкает – дети смеются над забавными продуктами, а
родители над репликами и узнаваемыми ситуациями, разыгрываемыми на сцене. Театр
“PLUS” показал очень вкусный семейный спектакль, после которого дети уже не
захотят отказываться от еды, а родители узнают, как можно развеселить ребенка
при помощи обыкновенных продуктов!
Юлия Сухова
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий