Фестиваль камерных театров кукол “Московские каникулы”
проходил в этом году в восьмой раз, вновь предоставив веские основания для
ежегодного проведения этого демократичного форума энтузиастов. Кукольники,
работающие зачас-тую в “домашне-рукодельном” жанре и, что еще чаще и
закономернее, в скромных финансовых условиях, нередко без собственной
репетиционной базы и площадки, без штатных худруков и завлитов, почти неизменно
находят повод удивить и порадовать коллег. Или – вызвать активную полемику на
ежедневных обсуждениях фестивальной программы.
Пожалуй, последнее можно отнести к прогрессивным факторам
работы “Каникул”, ведь одной из главных задач фестиваля видится нам поддержание
у артистов и постановщиков (неизбежно озабоченных выживанием в условиях
рыночной конкуренции) сознания важности художественных задач кукольного
искусства – чья величина в принципе не может определяться ни бюджетом, ни
количест-вом занятых артистов, ни наличием государственного статуса. Об этом
свидетельствуют спектакли программы “Московских каникул”, демократично
признающих за своими участниками право и на смелый эксперимент, и даже на
“почетный провал” (не менее важный, чем безоговорочный триумф, фактор
творческого опыта).
В сводную афишу фестиваля вошло четырнадцать названий. Здесь
пойдет речь о тех спектак-лях, что были выпущены в течение уходящего
театрального сезона и вызвали наибольший интерес. Первыми хочется назвать
театры “Пилигрим” из подмосковной Коломны и “Марья-искусница” из Гродно
(Беларусь). Эти коллективы почти ежегодно показывают коллегам и зрителям
работы, не всегда бесспорно удачные, но неизменно искренние и самобытные.
“Пилигрим” (руководители – Елена Пичугина и Олег Гаврилин)
несколько лет назад выпустил сочиненную с большим вкусом, проникновенную постановку
по лесковским мотивам. Позже театр обращался к современной литературной сказке,
к молдавскому фольклору. На этот раз вернулся к материалу, в котором смог
просто “купаться”. “Сказки бабушки Матрены”, по сути, составили дилогию с
да-вешним лесковским спектаклем “Маланья, голова баранья”. Русский деревенский
фольклор, который “пилигримы” тщательно изучали, участвуя в научных
экспедициях, несомненно, стал для них самой благотворной почвой. Доказательство
тому – и любовно сделанные марионетки в подробно воспроизведенных народных
костюмах, и азартное музыкальное сопровождение (Олег Гаврилин – балалайка), и
чудесное артистическое обаяние Елены Пичугиной (исполнитель, режиссер и
художник-постановщик).
Традиционный сюжет о сбежавшем колобке в спектакле дополнен участием
деревенских соседей кукольной бабушки Матрены (испекшей колобка и рассказавшей
его историю). Герои спектакля – и люди, и животные – в руках актрисы поистине
оживают, а чистоте ее кукловождения грех не позавидовать!
Семейный театр “Марья-искусница”, чьи постановки всегда
отличают характерное художественное бесстрашие и экспрессия (столь свойственные
главе коллектива – режиссеру, художнику и актрисе Марине Лазаревой) привез, как
всегда, любопытный результат своего творческого поиска: мистическую трагедию
по мотивам баллады романтика Адама Мицкевича.
“Свитязь – история затопленного города”, в идеале
предназначенная для показа в замке-музее, с минимумом текста (на польском и
белорусском языках). Несомненное достоинство постановки – точно выдержанный стиль:
и в имитации оформления под грубоватый фолк (главенствуют фактуры холста и
дерева), и в подчеркнуто “фантастической” световой партитуре (игра желтого,
изум-рудного и белого), и в отстраненно-визионерской манере существования юных
исполнительниц (в спектакле заняты три школьницы, дочери Марины), как нельзя
более соответствующие духу романтической баллады.
Совсем иной стиль продемонстрировал театр “Укунака” из
Санкт-Петербурга в спектакле под названием “Теремок”. Сказка о жадном мишке
(пьеса и режиссура Ольги Воронцовой, сценография Анны Перевозчиковой)
безупречно выдержана в ностальгически-детсадовском стиле. Ее исполнители
(артисты Кукольного театра Сказки Людмила Махова и Антон Витченко) показали
прекрасную актерскую выучку, не посрамив марку теат-ра, славящегося своей
труппой. В упрек спектаклю, пожалуй, можно поставить не очень узнаваемого
главного героя (мишка получился похожим на толстенькую собаку), да порой
излишне активное общение с залом.
А вот голосовые характеристики персонажей, на редкость отчетливая
дикция и внимание к деталям кукольного действия достойны всяческих похвал и
заслужили активную положительную зрительскую оценку (как, например, эпизод, в
котором из запертой избушки доносится довольное урчание мишки, поглощающего
конфеты, и на авансцену летят горсти разноцветных фантиков).
Еще один петербургский коллектив – театр “Без занавеса” –
познакомил с результатами студенческого эксперимента, родившегося в стенах
Санкт-Петербургского Университета культуры. Спектакль “Биба” рассказывает об одном
дне из жизни маленького Саши Блока, будущего великого поэта-символиста.
Постановщику, автору пьесы и сценографу Юлии Моревой удалось органично
преодолеть фактологически-биографическую обусловленность материала и создать
трогательную, кукольную историю в жанре “домашнего театра”.
Планшетных кукол (Сашу, няню Соню, Любочку, Пьеро и других)
взялись оживлять однокурсники Моревой – и, учитывая отсутствие у них
специального образования, справились с этой задачей бережно и довольно
аккуратно. Картину разнообразили деликатно организованные элементы интерактива,
эпизоды теневого театра, работа с предметами. Музыкальное оформление (фрагменты
Шопена, Чайковского, Вивальди и других композиторов) также подобрано со вкусом.
И хотя спектакль прошел ритмически не вполне благополучно (сказался эффект
“гастрольной площадки”), он был очень тепло принят аудиторией.
“Стало театрас” (“Настольный театр”) из Вильнюса на
фестивале ждали четыре года, с удовольствием вспоминая полную впечатляющих
фольклорных метафор “Эгле, королеву ужей”, показанную этим коллективом в 2007
году. В новом спектакле “Путешествие ягненка” Сауле Дегутите (режиссер и
художник), с помощью графопроектора, цветной туши, воды, зернышек, цветных
стеклышек, перьев, ниток, других подручных средств и трех волхвов в
разноцветных сказочных плащах с остроконечными капюшонами, под живое
фортепианное сопровождение (композитор Снеголе Дикчюте) поведала нам о
сотворении мира и о возникновении христианства.
В высшей степени поэтическое высказывание содержало минимум
слов и максимум визуальной символики – малышовая аудитория с огромным
энтузиазмом вслух расшифровывала миф о рукотворном мироздании, которое можно
смотать и размотать, подобно клубку ниток из шерсти озорной любопытной овечки.
Взрослым же досталось не меньшее удовольствие на сорок минут “стать как дети”,
наблюдая превосходный пример постановки в жанре “театр художника”.
Частный театр “Провинция” (Гродно, Беларусь) показал
премьеру в постановке широко известного Олега Жюгжды под названием “Die
Verwandlung” (“Превращение”). Материалом для спектакля послужил знаменитый
рассказ Франца Кафки. В чрезвычайно неудобном (три офисных стула, поставленных
в неглубокий резервуар с водой), наглухо задрапированном черным пространстве,
где властвуют “темные силы” (кукловоды в защитных комбинезонах, с респираторами
на лицах и в ярко-голубых медицинских перчатках), проживает свою недолгую и
мучительную жизнь главный герой – Грегор (Виталий Леонов).
Остальные члены семейства Замза представлены чуть
карикатурными марионетками (работы минского художника Виталия Рачковского), на
три капризных голоса повторяющими: “Грегор! Грегор? Греееегооор…” – чем почти
полностью исчерпывается вербальная сторона пятидесятиминутного спектакля.
Мрачновато-изысканное действо с ироничным рисунком мизансцен в исполнении
четырех актеров (кроме Виталия Леонова заняты Наталья Доценко, Лариса Микулич,
Дмитрий Гайдель) и в сопровождении оригинальной музыки завершило программу
фестиваля, получив безоговорочное одобрение коллег и публики.
Но вот – любопытная закономерность – приз симпатий коллег
вручили Елене Трещинской, показавшей не премьерный, но, очевидно, самый
убедительный в своем игровом очаровании спектакль “Шиповничек”. Это уже третий
деревянный Щелкунчик, доставшийся самому маленькому театру-участнику, который
так и называется: “Один человек и двести кукол” (он существует под эгидой
Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой). О спектаклях этого
театра также можно спорить, но нельзя не оценить по достоинству талант
Трещинской подчинять почти любой материал, выступая в маске любимого персонажа
– кукольника-шута той или иной эпохи.
В эклектичном карнавальном одеянии, с набеленным лицом, с
помощью нарядных кукол нескольких систем и очаровательного, остроумно
применяемого реквизита, актриса неизменно покоряет аудиторию. И, как
свидетельствует регулярное признание участников фестиваля, даже “Одному
человеку” может оказаться по плечу решение больших художественных задач
кукольного искусства.
Анна КОНСТАНТИНОВА
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий