Совсем недавно завершился IX фестиваль камерных театров
кукол «Московские каникулы». Возобновившись после двухлетнего перерыва, один из
самых демократичных и радушных кукольных форумов показал впечатляющие параметры
роста: 17 театров-участников из 6-ти стран, 2 новые площадки (Театр-клуб-кафе
«Мастерская» и детский ТРК «Винни»), в составе экспертного совета –
представители 3-х государств
Одним из открытий фестиваля стал спектакль «9 месяцев»
словацкого театра «PIKI» (в составе Катарины Аулитисовой и Любо Пиктора),
впервые побывавшего в России благодаря «Московским каникулам». Выступление
пришлось повторить целых три раза – по настоятельным требованиям публики. Что
неудивительно: зрелище на редкость обаятельное, и, наверняка, не каждый из
родителей способен так изобретательно и правдиво объяснить каким образом
любимое чадо появилось на свет. Эту благородную задачу «PIKI» блестяще
выполняют всего за 45 минут.
Изящная рыжеволосая Катарина появляется, «наяривая» цирковой
марш в кухонную эмалированную воронку. На актрисе – почти клоунский, и все же
вполне женственный наряд: просторный комбинезон из мягкой светлой ткани,
маленькая шляпка, красный носик-шарик… В руках – круглый чемодан, крышка
которого изображает циферблат со стрелками и названиями месяцев. Шумный выход
сменяется доверительным обращением к залу: сегодня на сцене не будет жонглеров
и дрессировщиков, зато мы откроем для себя тайну, о которой понятия не имеют
взрослые. Они уверены, что дети рождаются в капусте, что их покупают в
магазинах или приносят птицы. И даже сочиняют сказки о том, как девочка
появилась в чашечке цветка или как мальчика сделали из полена. А на самом
деле…
Стрелка устанавливается напротив слова «июль», движется к
слову «октябрь», и «чемодан-живот» открывается. Там из «семечка» (как положить
его в живот к маме «знает только папа») успел вырасти симпатичный глазастый
«червячок». По ходу действия он набирает размер и становится все больше похож
на будущего малыша. Этот кукольный герой всегда готов к общению, активен и
любознателен. Он с удовольствием поглощает свой завтрак, обед и ужин из
специально проведенного в его «домик» крана. Азартно орудует маленькой метлой,
готовясь к «визиту» врача. Участвует в выборе своего имени. И даже посылает
маме письма-рисунки, с портретами пока незнакомого ему папы.
Зрители узнают множество подробностей из жизни будущего
младенца в неназидательной игровой форме. Например, собственными глазами видят
«метель в животе», которая начинается потому, что будущая мама съела мороженое.
Слышат, как чихает эмбриончик, если мама простудилась (а вот принимать
лекарства ему нельзя, только витамины и чай с медом). Из чемоданчика слышится
испуганный писк: «Ой, я выпаду наружу, если меня будут так раскачивать!» –
когда мама оказывается в воображаемом переполненном автобусе (тут следует
очередной интерактивный эпизод – и, грустно признать, самыми активными его
участниками чаще становились девочки, охотно уступавшие свои места).
Пережив «девять счастливых, а иногда немного опасных месяцев», малыш готовится
выйти в большой мир – но это, как сообщает его сценическая мама, «совсем другая
история».
Эксцентричная и при том деликатная форма, в которой ведет
рассказ обаятельная актриса, изобретательный и тщательно выполненный реквизит
(художник Франтишек Липтак), остроумный текст, лишенный трусливой уклончивости
и назидательного пафоса – все в спектакле говорит о богатом опыте общения
авторов с маленьким зрителем, глубоком знании особенностей его восприятия и
искреннем уважении к нему. Недаром «PIKI» десять лет работали в телепрограмме
«Алле-ап», сочинили и сыграли для нее около 4000 спектаклей (основой для многих
стали письма детей, в которых они рассказывали любимым телегероям о своих
мечтах и проблемах). Как рассказал в короткой беседе Любо Пиктор:
«ребенок-зритель – это всегда наш равноправный партнер, и даже соавтор».
Словацкие артисты увезли с собой заслуженную награду,
традиционный приз коллег по фестивалю – деревянного Щелкунчика. А зрителям
оставили самые добрые впечатления и надежду на то, что «PIKI» вернутся в Россию
еще не раз.
Анна Константинова
Март 2013
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий