Не кажется ли нам, что искусство театра кукол постепенно прекращает свое существование, как жанр?
Ведь что предполагает жанр театра кукол? Прежде всего - владение инструментом, то есть куклой! А много ли артистов сегодня владеет, к примеру, тростевой куклой? А многие ли стремятся ею овладеть? А много ли у нас в стране театров кукол, использующих в полной мере не только тростевую, но и вообще куклу, как таковую, заменяя ее живыми артистами. … Поэтому чаще всего кукла уже используется просто, как мебель, а спектакль становится похож на бесконечную перестановку, производимую в определенной планировке….И если уже так называемые «кукольные спектакли» могут играть даже драматические артисты, не имеющие специального образования, я начинаю задумываться, что же сегодня называется профессиональным театром кукол? И какую роль в этом театре занимает сама кукла, на освоение которой в профессиональном смысле слова всегда уходили и уходят годы бесконечного труда?
Представьте себе что пианист уже не извлекает музыку при помощи пальцев, а колотит по инструменту дубиной - Это же проще… Вот это, на мой взгляд, сейчас зачастую и происходит в театре кукол…
И причин тому уже накопилось достаточное количество. Каждая из них в своей степени значительна. Но не последнюю роль в этом процессе, на мой взгляд, играют фестивали театров кукол.
Не, как таковые, конечно, но, как несущие некую тенденцию.
И тут хочется задаться двумя вопросами:
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Как вам кажется, правильно ли, что на фестивале театров кукол ГРАН-ПРИ получает спектакль без единой куклы вообще? Или главный приз в номинации «лучшая роль в театре кукол» присуждается актеру или актрисе, даже не прикасавшимся к кукле?..
В этом случае мне, как человеку, посвятившему свою жизнь театру кукол, кажется довольно странным, что на фестивале театров кукол ВСЕРЬЕЗ ОБСУЖДАЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ. .Таким образом, как мне кажется, мы сами подталкиваем театры к отходу от театра кукол, который далеко ещё не исчерпал всех своих возможностей.
Ведь, не станут же, думаю, на конкурсе иллюзионистов всерьез рассматривать балетные номера? Для этого есть свой конкурс .
ВОПРОС ВТОРОЙ: Возможно, это и окажется новостью для кого-то, но актёры и режиссёры тоже обсуждают критиков…
Мне кажется так же довольно странным, когда критик-эксперт на фестивале театров кукол начинает свою речь с фразы: «Я НЕ ЛЮБЛЮ ТЕАТР КУКОЛ И НИКОГДА ЕГО НЕ ПОНИМАЛА, ПОКА НЕ УВИДЕЛА СПЕКТАКЛЬ РЕЗО ГАБРИАДЗЕ». Не отрицаю, Р. Габриадзе - признанный мастер, достойный всякого уважения и преклонения, но, простите, театр кукол многогранен. Чтобы судить его, о нём, как минимум, нужно знать или хотя бы понимать. Или просто интересоваться! А ведь фраза, задумайтесь, была произнесена перед аудиторией людей, посвятивших жизнь этой профессии?….И уж, снова простите, но когда эксперты на фестивале театров кукол, видя представление в жанре «куклы на эстраде», откровенно говорят: «МЫ В ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕМ», вот тут уже прямой вопрос ещё и к организаторам фестиваля: ???????????????
В результате я пришёл к парадоксальному выводу: Театр кукол - это театр, в котором материал раскрывается посредством непосредственно кукол. Однако, на фестивалях театров кукол активно поддерживаются спектакли, полностью сыгранные в живом плане, Спектакли же, сыгранные исключительно куклами снисходительно считаются "традиционными". А артисты или коллективы, занимающиеся куклами на эстраде - вообще инопланетяне на этом празднике жизни! (о куклах на эстраде я хотел бы вообще поговорить отдельно и чуть позже.)
Но я хочу обратить внимание на то, что зритель всегда откликается и бурно реагирует на самые традиционные спектакли, если они поставлены и сыграны грамотно и по всей школе, какого бы отсутствия внимания они не удостаивались на обсуждениях. И тот же зритель остается совершенно равнодушен к самым изысканным изыскам в плане режиссёрского самовыражения, если это - «ВЫРАЖЕНИЕ», в котором на первом месте стоит слово «САМО», даже если оно получило самую высокую оценку жюри.
И в данном случае термину «На потребу публики» я бы предпочел выражение «Зрителя не обманешь»….
Поэтому, у меня конкретное предложение:
1- На фестивалях театров кукол создать отдельную номинацию: ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ЖИВОГО ПЛАНА В ТЕАТРЕ КУКОЛ, если это направление действительно так уж необходимо.
2- Более уважительно подходить к выбору состава экспертного жюри, чтобы не ставить его членов в неловкое положение и не вынуждать их публично признаваться в отсутствии компетентности. Потому что, в противном случае мы должны задать себе вопрос: А ЗАЧЕМ ТУТ МЫ?
3- И в качестве смелого предложения предлагаю ( простите за тавтологию): выдвигать спектакли – победители фестивалей театров кукол ( без применения кукол) на фестивали драматических театров. Так сказать, по принципу «СВОЙ СРЕДИ СВОИХ.» Чтобы уровнять силы и оценить по достоинству…
Конечно, понимаю, мне вполне резонно скажут: ТЕАТР НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ НА МЕСТЕ! ТЕАТР ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ, ИСКАТЬ НОВЫЕ ФОРМЫ!!!
Логично!!!! И я полностью согласен!!!!!
Но, простите за аналогию: тут уж, как в отношениях с женщиной: можно, конечно, бесконечно увлекаться и искать новые формы! Главное в результате – не поменять ориентацию.
И совершенно замечательную фразу произнёс кто-то из наших великих актёров ( по-моему, Донатас Банионис – могу, конечно, ошибаться, недавно прочитал в интернете, но к сожалению, не скопировал себе всю статью)
ТЕАТР УШЕЛ В ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ… И НЕ ВЕРНУЛСЯ!
А уж к театру кукол эта фраза приходится, как никогда кстати…
Моё мнение такое:
Театр кукол - это необъятное и многогранное искусство! В нем есть место всему!!! КРОМЕ ОТСУТСТВИЯ КУКОЛ.
Или я не прав?
С уважением к коллегам и своей профессии
Заслуженный артист России. АНДРЕЙ КНЯЗЬКОВ
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий