Недавно
в Выборге состоялся Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот».
Один из главных лауреатских дипломов получил маленький петербургский
негосударственный театр «Без занавеса».
Матерью-основательницей
кукольного театрика «Без занавеса» является Юлия Морева, давно и накрепко связавшая
свою жизнь с искусством театра, но получившая режиссерское образование, будучи
вполне взрослым человеком. На факультете режиссуры театрализованных праздников
Университета культуры на свой вопрос: «А можно я буду сдавать все свои композиции,
включая дипломный спектакль, в кукольном формате?» — она неожиданно даже для
самой себя получила утвердительный ответ.
«Да,
конечно», — ответили преподаватели и тем самым, даже не подозревая того, предрешили
появление в Петербурге еще одного негосударственного кукольного театра. Правда,
очень малочисленного, малобюджетного и, конечно же, бесприютного. Хотя напирать
на жалость при описании своего бытия театру «Без занавеса» не приходится:
огромную и счастливую роль в его жизни сыграли два прекрасных петербургских
музея.
Благодаря
Литературно-мемориальному музею-квартире Александра Блока (а конкретно Анне
Гарегиной, увидевшей другую работу Моревой и предложившей ей сделать детскую
постановку для музея) родилась легендарная, любимая посетителями и музейщиками
постановка «Биба. Про Сашу Блока» о детстве будущего поэта и о его няне Соне.
Разумеется, родилась на чистом энтузиазме. С куклами и декорациями Юлии,
которая сама написала пьесу о Бибе (домашнее прозвище маленького Александра
Блока) помогли друзья из «Театра Сказки», многое сделала сама Юлия. К игре в
спектакле она привлекла четверых своих однокурсников по Университету культуры: собирались
по вечерам, пробовали, репетировали. За одобренной музеем читкой пьесы прошел прогон
новорожденного спектакля, и у театрика появилось название — «Без занавеса».
Следом
и Дом-музей Федора Шаляпина, «позавидовавший» кукольному воплощению идеи коллег
из блоковской квартиры, удачно спровоцировал Юлию Мореву на рождение спектакля «Сказки
Шаляпина». И с его появлением можно смело говорить о том, что для театра «Без
занавеса» характерна не только развлекательная, но и просветительская функция.
«Сказки Шаляпина» играют две актрисы, обе
облачены в дореволюционные наряды. Они — гувернантки в доме знаменитого певца
Федора Шаляпина и одновременно кукловоды. Специалисты в таких случаях говорят:
«Играют открытым способом». Это означает, что актеры не прячутся за ширму от
зрителей, а руководят куклами на глазах у зала. Куклы здесь — чуть ли не всех возможных
для кукольного театра видов: перчаточные (смешная собачка Булька, любимица домашних,
и Мефистофель, герой оперы «Фауст»), марионетки (дети Шаляпина), тростевые (голова
и хвост смешной лошадки из папиной сказки), плоскостные фигурки (Фарлаф и сова
в сцене из оперы «Руслан и Людмила»), пригодные для теневого театра.
Театр
теней здесь — часть спектакля, который разыгрывается в стоящем на столе макете «настоящего
театра». Когда актрисы (Екатерина Вильнер и Зинаида Еременко) снимают фасад с
этого «здания», его внутренняя часть запросто превращается то в гостиную в доме
певца, то в оперную сцену, а то и в экран, на котором появляется теневая картинка
горницы в доме, где вырос Шаляпин, поезд, в котором он путешествует по городам и
весям, или береза, под которой он мальчишкой любил петь. Литературная основа —
письма, которые Шаляпин писал с гастролей своим детям, грустившим в отсутствии
папы дома. В качестве музыкального сопровождения звучат подлинные, исторические
записи произведений в исполнении великого баса.
Чем не просветительский проект, причем
увлекательно материализованный? Зал, включая самых маленьких зрителей, смотрит
со вниманием и живо реагирует на происходящее в пределах «театрального здания»
и вне таковых. Художественной решение спектакля «Сказки Шапяпина», придуманное
Марией Гладких, привлекло и профессиональное жюри I Международного фестиваля
театров кукол «Балтийский кукловорот»: спектакль театра «Без занавеса» отмечен
дипломом лауреата в номинации «Лучшая работа художника». Учитывая, что на
фестивале были представлены спектакли из нескольких городов России, а также из
Финляндии, Норвегии, Аргентины, Испании и Эстонии, достижение весьма серьезное…
Еще в репертуаре «Без занавеса» есть
«Рождественское чудо» — история, сопряженная с традиционным вертепом, спектакль
для малышей по сказкам Дональда Биссета «Игра в прятки», повествующий о девочке
Шейле, которая ищет друзей. И есть спектакль для ребят постарше (12+) по
рассказу Валентина Распутина «Рудольфио». В «Игре» совмещены как традиционная
для кукольного театра ширма, так и открытое кукловождение. А для постановки
«Рудольфио» кукольную механику создавал сам Николай Юрьевич Боровков, известный
режиссер кукольного театра, лауреат премии «Золотой софит».
На вопросы о планах в десятом, юбилейном
сезоне Юлия Морева отвечать не любит. Говорит, что «плывет по течению». Вот недавно
еще один музей начал с ней переговоры… Ведь для музеев, которые могут подкинуть
тысячу и одну идею для постановок и заинтересованы в привлечении внимания
совсем юных петербуржцев, формат «без занавеса» самый что ни на есть благодарный.
Но подсказать, где можно увидеть следующий спектакль этого театра, вряд ли
возможно: как большинство негосударственных театров, создаваемых талантливыми
бессребрениками, он неуловим и непредсказуем. Хотя некоторые подсказки в тексте
мы вам все же дали…
Рина Корнилова
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий