«Вокруг света за один
спектакль»
«Настольный театр»,
Вильнюс.
Режиссер, актриса - С.
Дегутите
Художник, актер -
Паулюс Юодишюс
Композитор,
музыкальный руководитель — Снеголе Дикчюте
Премьера состоялась 1
декабря 2019 (но "Всегда премьера")
Многие мои ровесники
легко вспомнят эту цитату из австралийского мульт-сериала 1970-х. Невзирая на
довольно примитивную анимацию, ироническая «сага» по мотивам знаменитого
произведения Жюля Верна влекла нас к телеэкранам и не только «разошлась на
цитаты», но даже породила несколько «детских» анекдотов с не очень детским
подтекстом. Для тех, кто не имел счастья познакомиться с мульт-сериалом в
детстве, напомню: сценаристы взяли за основу фантастическую способность мистера
Филиаса Фогга предвидеть, какие предметы пригодятся им на следующем отрезке
кругосветного путешествия. И на первый взгляд абсурдный набор неизменно
помогает разрушить козни мистера Фикса («Есть ли у вас план, мистер Фикс? Есть
ли у меня план? Есть ли у меня план? Я задержу этого Фогга!»).
Вполне можно сказать, что сентенции мистера Фога идеально
согласуются с режиссерскими принципами Сауле Дегутите, и не только премьера
«Вокруг света за один спектакль» создавалась в таком соответствии, но и
большинство репертуара «Настольного театра». «Используй то, что под рукою, и не
бери себе другое» - героями спектаклей у Сауле становились
ложки-плошки-носки-колготки-гвозди-молотки и другие всевозможные рутинные
предметы и предметики, обретая в каждом очередном сюжете зачастую неожиданное
применение и фантастическую выразительность. На этот раз материалом были взяты
сразу четыре приключенческих романа («Вокруг света за 80 дней», «20000 лье под
водой», «Пять недель на воздушном шаре» и «С Земли на Луну прямым путём за 97
часов 20 минут»), а для расширения диапазона выразительных средств
задействована видеокамера.
Но сначала — интерактив. Зрители делятся на три команды: «Z» (земля), «V» (вода)
и «O» (воздух). Одна отправляется рисовать,
другая — музицировать, третья — в кафе, есть бананы и пить сок. Через 20 минут
происходит рокировка, и в результате все команды выполняют задание для одного
из трех сюжетов. Да! В процессе есть еще и киносъемка команд на фоне «зеленого
экрана». А уже потом начинается собственно спектакль — круговорот предметов на
столе с проекцией на стены-экраны. Камера смотрит на стол, где руками в зеленых
«невидимых» перчатках творится динамичный перформанс: из раскрытой книги
вываливается небольшой глобус; металлический чайник в роли подводного корабля
«Наутилуса» бороздит просторы океана; на настоящей раскаленной сковороде
жарится настоящая яичница — а через минуту эта сковорода уже предстает в
качестве корзины воздушного шара (его роль исполняет игрушечный волчок-юла), и
т. д., и т. д.
Так как во всех названиях литературных первоисточников
фигурируют числительные, они обыгрываются с помощью нескольких разнокалиберных
часов и будильников. Персонажей-людей играют весьма лаконично костюмированные
икеевские деревянные человечки, которых именуют в начале каждого эпизода («Это
— профессор Аронакс», например). И всему этому служат фоном то вживую
рисованные облака, то кинокадры с океанскими волнами или бушующим
пламенем.
Прием рукотворного «кино»
для «Настольного театра» не нов, можно сказать - «фирменный». Возможности
графопроектора (в том числе интерактивные их варианты) освоены в нескольких
спектаклях, раскрыты, кажется, со всех сторон и до всех возможных пределов...
У
видеокамеры пределы иные, и театр пробует их использовать впервые. Пока еще
довольно несмело. Новым, фактически, оказывается только участие зрителей
непосредственно в сюжете спектакля: они видят себя на экране в тех эпизодах,
которые были сняты в процессе подготовки. Команда «Z» - с собственноручно нарисованными
вагончиками поезда в истории про Филиаса Фога и Паспарту; команда «V» - со своими
рыбами-спрутами-медузами в подводном мире, куда профессор Аронакс сотоварищи
попадают вместе с капитаном Немо; команда «O» отвечает за извержения нарисованных вулканов в сценах с
Сэмюэлем Фергюсом и компанией, путешествующими на воздушном шаре...
А еще все
три команды поочередно сопровождают действие отрепетированными под руководством
композитора Снеголе Дикчюте импровизациями на
колокольчиках-трещотках-бубнах-маракасах, etc. «Настольный театр» - из тех немногих, кто хорошо умеет
общаться со своим зрителем напрямую, готов отыграть любой вопрос и парировать
практически любую реакцию из зала. Поэтому встраивание зрительских команд в
действие происходит без потерь ритма и логики сюжета, к всеобщему интересу и
удовольствию.
Что же касается новой для
театра камеры, то ее «таланты»
творческой команде еще предстоит раскрыть. Работа с предметами на «зеленом
экране» пока не достигла виртуозности, да и возможности фокуса, ракурса,
движения еще почти не задействованы. Но они существуют, и, без сомнения, со
временем фантазеры из «Настольного театра» их обязательно обнаружат и возьмут
камеру в свой багаж для очередного спектакля. Так что у нас есть все причины с
любопытством ждать очередной премьеры, припоминая заветы мистера Фога: «Мудрым
пользуйся девизом — будь готов к любым сюрпризам».
Анна Константинова,
февраль 2020.
Фото - Rimantas Shiekshtele
И видеоролик к спектаклю:
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий