Не так давно в Большом театре кукол завершился Третий Международный фестиваль «БТК-фест: Театр актуальных кукол». Подзаголовок фестиваля «Freak Case» предупреждал, что зрители увидят странных представителей кукольного театрального мира. Один из самых ярких спектаклей открывал БТК-ФЕСТ. Моноспектакль «Слепой» в исполнении Дуды Пайвы из Нидерландов вызвал ажиотаж в день открытия фестиваля. Следующим утром в буфете театра состоялась творческая встреча с известным кукольником. Материал этой беседы лег в основу «пластичного» интервью, так похожего на кукол необычного мастера.
Немного о спектакле «Слепой»
Спектакль-откровение об истории страшной болезни, которая случилась с Дудой еще в детстве. Лишившись на время зрения, он остается один на один с самим собой и погружается во внутренний мир собственных чувств и ощущений. В мире, показанном на сцене Дудой, из болезненного кожного покрова вырастают самые необычные, даже мифологичные, куклы-образы, а стремление к исцелению появляется в образе огромной куклы-оракула с африканскими народными мотивами.
«Африканская музыка в спектакле звучит не зря. Я родился и прошел свой путь к исцелению в Бразилии. А как мы знаем, эта страна имеет корни африканской культуры. Женщина-оракул говорит на одном из языков Африки. Мне не хотелось завязывать спектакль на языке, который зритель смог бы понять.
Для меня самая важная деталь в кукле – это глаза. Они дают мне концентрацию, направление для творчества. Когда я взял за тему будущего спектакля свою слепоту, у меня появилась определенная художественная идея. В начале я сделал всех кукол с глазами, после чего зашил им веки.
Спектакль «Слепой» не про радость исцеления от болезни. В конце должно возникать чувство одновременно как достижения цели, так и меланхолии. Я стараюсь держать финал открытым.»
Поролон как основа для творчества
Все куклы в спектаклях Дуды Пайвы удивительно пластичны и создают на сцене настоящую жизнь. Это связано с определённым материалом, из которого они сделаны.
«В 1999 году я работал в Амстердаме с хореографом, который сотрудничал с израильским кукольным театром «Гертруда». Наша встреча была не случайной. Они принесли свой мир в мой мир. А их мир – это мир кукол из поролона.
Затем я пригласил этих актеров в Нидерланды и предложил создать спектакль со мной. Они научили меня основам кукольного театра.
После этого я работал с разными типами кукол, но увлёкся именно поролоном. Для меня это самый щедрый материал. Щедрый потому, что он очень легкий, эластичный, раздвигает границы моего воображения. У куклы из поролона появляется эмоциональная пластичность, чего нет у кукол из дерева и папье-маше. Поролон позволяет мне сходить с ума.»
Потребность в театре
По другому нельзя охарактеризовать факт биографии Дуды Пайвы, который вопреки врачебным ошибкам в лечении слепоты помог кукольнику вернуть зрение.
«Я стал заниматься театром потому, что был болен. Играть – это не дар, это необходимость. Я играл на сцене лишь с 10% зрения. Я не знаю, какого рода химия происходила между мной и зрителями, но, выходя к ним один на один, ко мне понемногу возвращалось зрение. Ничего не помогло мне больше, чем занятие искусством.»
О сюжетах спектаклей Дуды
Все сценические произведения Дуды тесно связаны с ним. История практически каждого спектакля либо имеет реальную основу из жизни мастера, либо вызывает творческий отклик.
«Вдохновение приходит из самых различных источников: от изображения, из литературы, от чувства или эмоции. Вдохновение возникает неожиданно. Например, как появилась идея моего первого сольного спектакля «Ангел». Во время обеда с другом я прочитал в журнале эссе про кладбище в Гаване. К материалу были прикреплены фотографии с надгробными скульптурами, на одной из которых я заметил маленького мальчика, ухаживающего за могилой. Образ его был ангелоподобным, но лицо было пугающим и сердитым. Меня привлек именно этот неожиданный контраст. Я остро ощутил, что он хочет чем-то поделиться, и что мне предстоит рассказать его историю.
Я никогда не делал вещи так, как мне говорили. Я всегда вырывался, шел за границы. Для меня занятие искусством – это преодоление пределов.»
Мир театра кукол
В мире искусства, можно сказать, театр кукол имеет свое особое место. Храня тайну оживления кукол на сцене, кукольники образуют свой мистический мир, где действуют совсем другие правила.
«Я могу много раз переписывать сценарий. В процессе творчества переделывать различные нюансы, но когда появляется кукла... Она начинает вести тебя туда, куда хочет именно она. За этой игривостью необходимо следовать, а не сопротивляться. Нужно быть открытым к тем вещам, которые происходят на сцене здесь и сейчас.
Это великое удовольствие: слушать, что «говорит» тебе кукла!»
Текст: Лена Фролова
Фото: Антон Иванов//пресс-служба БТК-феста
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий