Публикация этой
беседы в 2018-м по ряду причин не сложилась. Жаль, конечно. Но главное – что
двадцать первый рождественский фестиваль благополучно стартовал в Коломне!
Поэтому многие темы и вопросы не потеряли актуальности…
А на прошлый Сочельник
в подмосковной Коломне падал снежок, звонили колокола, вихрилась цементная пыль
и визжали «болгарки» - продолжалась укладка плиточных тротуаров и установка
стилизованных под старину фонарей. Масштабное косметическое благоустройство
исторического центра очаровательного древнего городка, затеянное по случаю
проходящего там 112-го чемпионата Европы по конькобежному спорту, активно
продолжалось. Тем временем чемпионат близился к завершению, начиналось не столь
грандиозное, но в культурном плане не менее значимое событие – 7 января
открылся фестиваль народной музыки и театра «Вертеп». Юбилейный, двадцатый.
Когда-то этот
фестиваль придумали Елена Пичугина и Олег Гаврилин, артисты и музыканты, составляющие
весь коллектив камерного театра «Пилигрим». С тех пор в программе «Вертепа»
успели поучаствовать около ста музыкальных коллективов, вертепщиков и театров
кукол. О том, как благодаря энтузиазму и поддержке единомышленников, фестиваль
жил и развивался все эти годы, расскажут его организаторы.
|
Олег Гаврилин и Елена Пичугина |
Олег Гаврилин.
Свой первый вертеп мы сделали здесь, в Коломне примерно в 1994 году с нашими
молодыми студийцами. Для них это был такой учебный спектакль: в картонной
коробке, с плоскими куклами, но зато с живой музыкой. Потом наш вертеп начал
эволюционировать: появился другой ящик, уже более сложный по конструкции, более
близкий к традиционному, и куклы в нем были объемные, из папье-маше. С ним мы
уже стали ездить, участвовали в московском фестивале "Рождественские
семейные вечера" (его начинал еще знаменитый режиссер, искусствовед,
фольклорист Виктор Новацкий), познакомились с другими вертепщиками… и сделали
третий вертепный ящик в форме большой формы для пасхи! Куклы в нем были из
раскрашенных древесных веток (например, Смерть из терна, и сучок с шипом был ее
косой). Следующий наш вертеп был без ящика – такой двухэтажный стол, похожий по
силуэту на восточноевропейскую «капличку». И самый новый из наших вертепов,
традиционной конструкции, открыл программу этого фестиваля.
Фестиваль у вас
двухдневный, площадка (зал предоставляет культурный центр «Лига») совсем
камерная – что вполне соответствует пониманию Рождества как самого уютного
домашнего праздника. А как начинался «Вертеп», какова была концепция и круг
участников?
О. Г. Так и
начинался – как домашний, почти семейный. Мы отталкивались, конечно, от
московского образца – и сначала просто стали приглашать в Коломну тех, кого
увидели там. Первый двухдневный фестиваль мы провели в 1999 году – вертепщики
просто приезжали отыграть свой спектакль и в тот же день отправлялись домой.
Денег не было, гонорар мы платить не могли – только то, что собрали за билеты…
|
Концерт ансамбля "Измайловская слобода" |
За прошедшие двадцать лет практически все, кто занимается
вертепом в Москве и ее окрестностях побывали у нас. А так как в афише значится
«фестиваль народной музыки и театра», то все эти годы мы стараемся закрывать
программу концертом: к нам приезжали «Сирин», «Жар», другие известные в этой
области люди и ансамбли. Нынешний фестиваль закрывает «Измайловская слобода».
Но вы приглашаете не
только вертепщиков и музыкантов, есть в программе и спектакли других жанров.
Когда вы решили расширить тематику?
О. Г. Конечно, в
какой-то момент захотелось найти способ не повторяться… Лет 6 назад наш театр
начал участвовать в гастрольном проекте «Бродячие кукольники» - туда входят
камерные частные театры из России, Беларуси, Литвы, Польши, Эстонии. Это очень расширило круг наших творческих
связей и мы стали приглашать на свой фестиваль спектакли, связанные с темой
зимы, нового года, с народной сказкой. Но все же постоянно появляются люди,
открывающие для себя заново рождественскую кукольную драму – например, в этом
году к нам приехал со свои вертепом петербургский театр «Четыре руки».
Сейчас мы стараемся каждый год собрать в афише побольше
новых имен – и к ним в компанию приглашаем тех, кто уже был в Коломне и чей
график позволяет приехать в дни фестиваля. Для большинства вертепщиков Святки –
очень горячая пора, чуть ли не единственная возможность в году заработать.
|
Международное трио по игре на калюке |
А когда фестиваль
стал международным?
О. Г. Наверное,
лет 10 назад к нам стали приезжать из Беларуси, Польши, Болгарии, Эстонии… Но
это не принципиально, мы не позиционируем себя как-то широко географически.
Конечно, ведь главное
– это общие интересы и желание провести святки именно здесь, показать свои
спектакли именно в эти дни… А как смотрит на вашу затею город? Есть ли какая-то
рефлексия в печати, поддержка культурной администрации?
Елена Пичугина. Традиционно
помогал московский СТД, и мы им очень благодарны – а в этом году, видимо,
какие-то трудности не позволяют поддержать наш «Вертеп». Благочиние нам содействует
информационно – в храмах развешивают афиши фестиваля, рассылают по приходам
(это особенно помогло нам в первые годы, когда трудно было собрать публику). Ольга
Милославская, директор культурного центра «Лига», каждый год ищет спонсоров и
находит их. Ей – особая благодарность.
А город, к сожалению, не помогает никак.
То есть, в городе не
считают ваш фестиваль заметным событием?
О. Г. У нас ведь очень
маленький театр, и в городе даже не все знают о его существовании.
Е. П. Каждый
фестиваль мы проводим, как последний, все двадцать лет. И в этот раз тоже.
О. Г. «Вертеп»
давно уже встал на рельсы, приобрел постоянную аудиторию, даже не нуждается в
какой-то обширной рекламе. Единственная трудность – найти финансы - неизменно
возникает каждый год. Дело еще и в том, что мы достигли определенного
организационного уровня – и снижать его кажется несолидным делом. Хочется
обеспечить участникам хоть какой-то гонорар, поселить их на два дня в Коломне
(чтобы они не просто приехали-отыграли-уехали, а сходили с нами поколядовать,
успели пообщаться).
Кроме того мы играем вертеп в монастырях, в церковных
приходах – участники фестиваля в эту деятельность тоже включены. У нас давняя
дружба с приходом храма Иоанна Богослова, и они курируют несколько социальных
учреждений, куда мы привозим спектакли из программы «Вертепа». Эти выступления
помогали приехавшим издалека окупить дорожные расходы, которые фестиваль не
оплачивает – а сейчас и у этих потенциальных «спонсоров» деньги заканчиваются…
Но для зрителей из социальных учреждений у нас всегда предусмотрены бесплатные
билеты, они смотрят наши спектакли.
|
"Смерть Царя Ирода" - один из шести Вертепов театра "Пилигрим" |
То есть, фестиваль
работает еще и как социальный проект?
О. Г. Конечно.
Е. П. Самое
главное – что зрительская аудитория увеличивается с каждым годом. Есть
коломенские семьи, в которых дети просто выросли на нашем фестивале, теперь
приводят своих детей. Чуть ли не в сентябре нам начинают задавать вопросы о
том, какие спектакли будут в программе. Хотят билеты бронировать. Ведь зал у
нас маленький, а все хотят на спектакли попасть.
Взрослые зрители
приходят смотреть вертеп? Или только с детьми?
О. Г. Да иногда
бывает просто полный зал взрослых! Город-то уникальный в каком-то смысле… С
одной стороны – равнодушие администрации к нашему искусству, а другой – здесь
живет много творческих людей: художники, поэты, писатели… И многие приходят к
нам на фестиваль.
|
Колядки |
Как вам кажется: в
2018 году для кого рассказывается эта рождественская кукольная история? Сегодня
она кому нужна больше: взрослым или детям?
Е. П. Думаю, она
одинаково актуальна для взрослых и детей. Потому что каждый воспринимает свой
пласт информации.
О. Г. Вертеп
звучит по-разному когда играешь его для взрослых и для детей: и юмор другой,
атмосфера, интонация. Для семейного просмотра, для учащихся гимназии, для
фестивального зрителя… Это ведь такое актерское чувство – спектакль без
четвертой стены, ты видишь зрителей, они видят тебя, эмоционально участвуют в
действии.
Нужно ли заранее объяснять
публике смысл вертепной драмы? Понятно, что есть зрители воспитанные и
подготовленные, но ведь есть и другие…
О. Г. Мы всегда
перед спектаклем говорим о традиции вертепа. О том, что она зародилась много
лет назад, когда у детей и взрослых не было много развлечений; о том, что
вертеп – это и развлечение, и обучение, что он раскрывает смысл праздника
Рождества…
|
"Умка - белый медвежонок" |
Е. П. Многие
приходят на вертеп, как на сказку, и не всегда понимают, чем он отличается от
обычной «ёлки». И нужно им объяснить, дать другой настрой.
Да и на театральный спектакль порой приходят, как на
«мультик». Вот, хотя бы «Медвежонок Умка», который привезли из Эстонии –
оказалось, что это настоящее поэтическое полотно (хотя и камерное по размеру).
И я смотрела на детей – некоторые поначалу были в недоумении и только через
некоторое время смогли «войти» в эту историю, начать воспринимать ее
по-настоящему.
О. Г. Вертепная
пьеса – она только на первый взгляд простая, а на самом деле о сложных взрослых
вещах. Приводят иногда совсем маленьких детей – а там про избиение младенцев,
про смерть царя Ирода. Настоящий ужастик, если бы это было в кино. Но сама
форма вертепа - архаичная, символическая - нивелирует этот ужас, и при этом
позволяет сопереживать. И это признак по-настоящему духовного театра, который
человек воспринимает не только глазами, но и сердцем. Очень важно говорить с
детьми о взрослых вещах таким вот поэтическим способом.
Вы занимаетесь
вертепом давно и профессионально. Есть ли, на ваш взгляд, у него какая-то
перспектива развития? Или он должен остаться только в сугубо традиционной
форме? Может быть, вы видите какую-то тенденцию – прогрессивную или не очень?
О.Г. Поле для фантазии здесь очень большое – а уж остальное
зависит от художников, от актеров, от музыкантов и всех, кто вертепом
занимается. Хоть в профессиональном театральном, хоть в домашнем формате (ведь
это технически довольно просто).
Е. П. Нам вот поначалу было довольно трудно войти в этот
материал, понять его законы, конструкцию. Но сейчас играется много вертепов,
есть опыт, информация, понимание того, что это синтетическое действо, мистерия.
И уже многие пишут для вертепа свои тексты! Я думаю, что будущее вертепа – в
интерпретации (даже если она будет уходить довольно далеко от первоисточника).
|
Колядки по Коломне |
А что еще нужно для
того, чтобы вечная тема не стала рутиной?
О. Г. Для этого нужно, чтобы молодежь перенимала
традицию.
У вас получается?
Е. П. Да. Бывает, что зрители, которые посмотрели спектакль,
приходят к нам, задают вопросы, и получается что-то вроде мастер-класса. Мы
ведь не запрещаем фотографировать, идем на контакт. Потом они приходят на
другие спектакли и сообщают: «а мы сделали дома вертеп». Наши друзья делают
вертепы со своими детишками, по городу их все больше. И это очень хорошо! Ведь
так передается традиция настоящего празднования Рождества: не просто застолье,
а переживание рождения Христа, шествие со звездой и колядками.
Кажется вполне
закономерным: если есть классика, то должны появляться и апокрифы. Хотя бы и в
ХХI веке. Но наверняка не все согласятся с этим.
Е. П. У нас есть
знакомый священник, который раньше был художником. У него большая семья, они
сделали свой вертеп и к нам приезжали. Играют совершенно по-своему! Поют
духовные стихи, общаются со зрителями, даже какие-то собственные тексты
включают в драматургию. У вертепа ведь не одно направление: есть приходские священники
с семьями, есть профессиональные артисты, есть музыканты, есть художники… И все
это будут разные спектакли. Думаю, что и развитие возможно в разных
направлениях.
|
Колядки по старому городу |
О. Г. А есть еще
и студенческие вертепы, учебные работы. Например, к нам приезжали студенты
Ярославского ГТИ со своим спектаклем (курс Вадима Домбровского) – и это было
тоже очень интересно.
Наверное, нельзя не
спросить: как ваши церковные партнеры относятся к фестивалю? К тому, насколько
вариативной может быть программа и т.п.?
Е. П. Мы ведь
изначально получили благословение на это дело. Когда сыграли в приходе свой
первый вертеп, нам сказали: «Это проповедь. Благословляем».
О. Г. А
священническое сообщество у нас очень демократичное. Здесь же есть семинария –
это молодые люди, многие из которых еще детьми бывали на нашем фестивале.
Вы сделали пять
вертепов, интерес не угас… А фестивалю двадцать лет, не устали?
Е. П. Я думаю,
что это еще не финал.
О. Г. И я считаю,
что есть перспектива. Она просто должна быть.
Записала А.
Константинова
Январь 2018
И немного видео от Коломенского TV.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий