Как устроена профессия: актер-кукольник Кто же кого дергает за ниточки?
Бытует стереотип о том, что дело актера-кукольника — дергать за ниточки марионеток и выдавать заученный текст. О специфике кукольного мира рассказывает актер Театра кукол им. С. Образцова, дважды лауреат премии «Золотая маска» Андрей Нечаев.
В школе я хорошо учился, особенно легко давались точные науки. И поступать я планировал в вуз технической направленности, но вмешалась Судьба. Дело в том, что вступительные экзамены в Нижегородское театральное училище были на месяц раньше, чем в том учебном заведении, куда я думал поступать. Я подал документы в театральное на драматическое отделение скорее из подросткового авантюризма, без особой надежды на успех. На драматическое не прошел, мне предложили отделение, на котором готовили актеров-кукольников. Я согласился. Родители были шокированы. Они искренне не понимали, зачем мне это надо! А я каким-то чувством угадал, что это и правда мое. Учиться было сложно и интересно. Сложно скорее физически: занятия с утра и до вечера, и не только сидя за партой. Актерское мастерство, танцы, сценическое движение, речь, основы фехтования и мастерство работы с куклой… Казалось бы, зачем это надо актеру-кукольнику, ведь ему не танцевать и не фехтовать на сцене? На самом деле, во-первых, полезно знать и понимать, как двигается человеческое тело в той или иной ситуации, а во-вторых, театр кукол меняется, появляются постановки, в которых актер выходит на сцену вместе с куклой. Не только голосом работает актер-кукольник. В процессе обучения выяснилось, что мое отделение дает даже больше знаний и умений, чем драматическое. Кукольники — это актеры-универсалы. После окончания Нижегородского театрального училища я переехал в Москву и в 1995 году попал в Московский театр детской книги «Волшебная лампа», где проработал до 2000 года. Потом был Московский областной театр кукол, «Маленький театр кукол» города Балашиха, и, наконец, в 2009 я стал актером Театра кукол им. С. В. Образцова.
А. Нечаев и Филя на встрече с маленькими зрителями
Подготовка к спектаклю Первым делом на художественном совете утверждается идея спектакля. Художники готовят эскизы. Затем режиссер распределяет роли. И от желаний актера тут мало что зависит. Хотя, бывает, что страсти кипят, ведутся интриги, амбиции не дают покоя.На читке — когда актеры и режиссер собираются в зале и читают свои роли — распределение может поменяться. Становится видно, насколько удачно режиссер подобрал актеров для исполнения ролей тех или иных героев. Потом режиссер разводит сцены. И отнюдь не всегда в хронологическом порядке. Все зависит от готовности декораций и кукол. Последний этап подготовки спектакля — прогоны на сцене. Для актера отдельный этап — это знакомство с куклой. Куклы разные: верховые, с которыми работают на ширме, — они бывают тростевые и перчаточные; планшетные — театральные куклы, которые «умеют ходить» по планшету сцены; марионетки и ростовые куклы. Актер работает со всеми видами кукол. Моя задача — оживить персонаж, заставить зрителей поверить, что кукла сама рассказывает историю. Для того чтобы почувствовать куклу, мне нужно некоторое время покрутить ее в руках, попробовать, как и что у нее двигается. Все это необходимо для того, чтобы в процессе игры не думать о ее механике, а проживать жизнь персонажа. На одном из спектаклей у меня была кукла-ангел. Это была большая кукла, которой управляли сразу несколько актеров. Я работал с головой. И вдруг поймал себя на мысли, что я совсем не думаю о том, куда и в какой момент повернуть механизм. Появилось ощущение, что не я управляю куклой, а она мной, ангел жил своей жизнью, и это было прекрасно.
С куклой Ангел на встрече клуба "Бродячий кукольник"
Считается, что есть две школы актерского мастерства — школа переживания и школа представления. Первая концепция актерской игры принадлежит Станиславскому и предполагает, что актер вживается в роль своего персонажа. Вторая — Чеховская школа — предлагает актеру сделать задачи героя пьесы личными задачами, т. е. сыграть роль через призму собственной личности. Актер должен уметь работать и в той, и в другой школе. Каждый раз режиссер ставит разные задачи, и чем больше средств для их реализации есть у актера, тем он интереснее и профессиональнее. Актер — это постоянное обучение. В Театре им. С. Образцова принято организовывать мастер-классы с зарубежными коллегами, и мы всегда учимся друг у друга. Актеры старой школы — неисчерпаемый кладезь вдохновения и знаний про актерское мастерство. В театре кукол ставятся не только детские спектакли. У нас есть взрослые постановки, экспериментальные, которые по-новому раскрывают для зрителя театр кукол. Выразительные средства наших спектаклей меняются, эволюционируют, развиваются. Дети проще воспринимают куклу на сцене, проще верят в ее «живость», зато взрослые могут глубже оценить символизм куклы, метафоричность ее рассказа.
В роли графа Альмавива в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро".
Актерское братство… …в нашем театре, действительно, существует. Молодого актера после театрального училища сразу принимают в семью. Он сам выбирает, кто его больше вдохновляет, старается учиться у более опытных коллег. Но никакой субординации между актерами нет, количество сыгранных ролей, премии и прочие атрибуты успеха — не главное. Главное — не останавливаться на достигнутом.Как только актер перестает расти над собой, он умирает как актер. Профессиональное выгорание случается, когда пропадает интерес к развитию в сфере актерского мастерства. Кто-то может реализовать себя в режиссуре, кто-то в театральном менеджменте. Актер — это в любом случае качественное гуманитарное образование. Но все, кто так или иначе связан с театром, обычно в этой среде и остаются.
О хлебе насущном Всем школьникам, которые грезят о сцене, я бы посоветовал хорошо подумать, прежде чем подавать документы в театральное училище. В театре не работают, в театре служат! И это история не про деньги и даже не про успех. Труд актера — смесь чистых эмоций и знаний, психологии, литературы, музыки, хореографии… в театре соединяются все виды искусства. Актер — работа на износ. Платят в государственном театре за количество сыгранных ролей. Есть бухгалтерские расчеты, и зарплата зависит от занятости актера в течение месяца и его послужного списка. В театре кукол молодым актерам легче — их сразу стараются максимально задействовать. В драматическом театре главную роль можно ждать десятилетиями. Пожалуй, если бы я стал картографом, как планировал, моя жизнь была бы финансово более благополучной. Но валюта актера — эмоции. Это невероятный душевный подъем, когда видишь, как меняются лица людей в зале во время спектакля. Беседовала Мила Кретова ИСТОЧНИК: РАБОТА.RU
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий