В Москве прошел Международный фестиваль камерных театров
кукол — девятый по счету. Этот «междусобойчик» впервые шагнул за пределы сугубо
профессионального смотра, открыв частным труппам доступ к широкой публике.
Фестиваль «Московские каникулы» задумывался как подспорье
для камерных театров — столь популярных в Европе и незаметных у нас.
Разбросанные по стране и варящиеся в собственном соку, они, наконец, получили
возможность хотя бы увидеть друг друга и почувствовать, что не одиноки.
Нынешние «Каникулы» собрали 17 постановок из семи стран.
Площадка клуба «Мастерская», на пять дней ставшая полигоном для кукольников,
была заполнена чадами в возрастной категории от нуля и выше, лишь изредка
публика разбавлялась профессионалами.
Открывал «Каникулы» студенческий театр Харьковского
национального университета искусств. В лирической комедии «Прикосновение»
главное — руки, филигранно разыгрывающие этюды. Закрыл фестиваль испанский
театр «PLUS», поставив самую жизнерадостную точку, которая только могла быть.
Спектакль «Очень вкусно» — некое подобие «Маппет-шоу». Историю, приключившуюся
ночью с «жителями» холодильника, сопровождают уморительные музыкальные номера:
вальс и канкан в исполнении салата латук, цыганочка с выходом от зеленого лука
и прочие выкрутасы.
«Гастрономические изыски» так пришлись по вкусу публике, что
спектакль едва не стал триумфатором фестиваля. Однако так называемый «Приз
коллег», вручаемый по итогам голосования участников, ушел к словацкому театру
«Piki» за постановку «Девять месяцев».
Шедевр в исполнении актрисы и режиссера Катарины Аулитисовой
рассказывает, откуда все-таки берутся дети. Жизнь мамы и эмбриона показана
просто и смешно, будто более детской истории и быть не может. «Ко мне придут
гости!» — радостно кричит обитатель живота перед походом к гинекологу.
Превращается в снеговика, когда мама ест мороженое, или припадает к
специальному кранику, если она пьет молоко. А когда приходит время появиться на
свет, со всей ответственностью заявляет: «Я не сумасшедший, чтобы рождаться в
такую погоду!»
Не менее забавной получилась северная сказка «Кто на свете
всех сильнее» в постановке кисловодского театра «Да-дА».
Спектакль — собрание визуальных находок и вполне
вербальных шуток. Среди прочего здесь можно узнать, как поступить, чтобы
увидеть тундру: взять белый лист бумаги, зажмуриться, приложить его к лицу и
открыть глаза. «Что вы видите?» — спрашивает актер у зрителей, проделавших
фокус. «Тундру!» — дружно орут родители и дети.
Совершенно взрослый взгляд представил оренбургский «Новый
театр». «Путешествие по временам года» — ностальгическое странствие по детству
и по канувшей в лету стране. Тут и самая желанная игрушка давно ушедшей эры —
гэдээровская железная дорога («Да!» — кричат из зала папы).
И
неосуществленная мечта — «Катюша», что стреляла резиновыми присосками.
Деревенские шалости, бабушка («Кому русским языком толкую — быстро домой!»),
сомневающаяся школьница («Сегодня он дал мне учебником по голове: не могу
понять, нравлюсь я ему или нет») — все вместе рождает щемящее ощущение
утраченного времени.
Тамара ЦЕРЕТЕЛИ
газета «Культура» 29.03.2013
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий