Ксения Дубоўская - ПРЕМЬЕРА у БЕНЬКИ: "Из жизни насекомых".
Спектакль “Из жизни насекомых" в постановке Дмитрия Богославского и исполнении Светланы Бень Бенька под музыку Валерия Воронова — чистое эстетическое наслаждение. Это музыкальное представление на стихи поэта начала XX века Николая Олейникова отсылает зрителя к театральному авангарду 20-х годов.
Мне очень близко то, что происходило в 20-х в искусстве, всегда с удовольствием рассказываю об этом периоде студентам, пытаясь представить по описаниям и эскизам, что за сумасшедшие идеи и неподдающиеся анализу спектакли были в то время. Так вот: можно не представлять, а одним глазком взглянуть на то, что делали Казимир Малевич и Михаил Матюшин в своей первой футуристической опере "Победа над солнцем", что это был за спектакль "Владимир Маяковский" в авторстве и исполнении самого Маяковского же...
В постановке "Из жизни насекомых" такая эстетствующая небрежность формы выливается в иронично-печальный текст стихотворений Олейникова о жизни насекомых-людей и людей-насекомых. Современные мультимедийные средства (автор проекций Мария Пучкова) дополняют и выделяют лаконичную форму моноспектакля, в котором Светлана Бень перевоплощается во множество букашек и людей при помощи масок, касок, пластики и голоса. Вот она жук с огромной жучиной головой и мелкой сущностью, вот — возлюбленная поэта красавица-муха с непомерными и пленяющими глазами-очками на все лицо. А вдруг маленькое насекомое превращается в здоровенного вивисектора, возвышающегося над сценой и зрительным залом, пугающего непомерными ручищами в резиновых перчатках...
За фантастическими и авангардными 1920-ми придут безнадежные и стандартизирующие, растаптывающие и уничтожающие 1930-е. И не будет места свободным людям-насекомым не только для самовыражения, но и для жизни на этой земле. Что произошло и с поэтом Олейниковым, который был расстрелян, что произошло и со многими другими выдающимися людьми от искусства, что, хочется верить, не произойдет с нашей интеллигенцией сегодня. Как видно, способы силового воздействия остаются теми же — запугать, посадить, уничтожить, если не физически, то морально...
Спектакль просто замечательный, спасибо всем авторам, такой беларусский театр должен жить и процветать:
"Скорей лечитесь, меланхолики, Прикосновением к нулю!" (Н.Олейников)
14 стихотворений Николая Олейникова – замечательного поэта из круга ОБЭРИУтов, редактора легендарных журналов «Еж» и «Чиж» – легли в основу музыкально-вокального цикла, написанного композитором Валерием Вороновым. Эти 14 маленьких трагедий сложились в особенный музыкальный спектакль, балансирующий между эпической драмой и детскими считалочками. Спектакль о жизни насекомых в мире людей и о жизни людей среди насекомых, о насекомых повадках человека и о человеческих страстях букашек. О восторге перед научным познанием мира и ужасе пред ним. О тщете, суете, красоте и… Вселенной. Вселенной, которую увидел Николай Олейников, показанной создателями спектакля.
Режиссеры - Светлана Бень, Дмитрий Богославский Композитор - Валерий Воронов Мультимедиа-художник Мария Пучкова Видеооператор, светооператор - Сергей Новицкий
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий