В харьковском независимом Малом театре марионеток, который уже пятый сезон создает свои спектакли на малой сцене Дома актера им. А. И. Сердюка, произошло рождение еще одного творения, доставившего радость и ребятам, и их родителям.
Спектакль этот называется «Марионетка по имени Марион», а поставлен он режиссером Валерием Дзехом по сказке, которую сочинили он сам и молодые артисты Юлия Семененко и Денис Чемерис. На вопрос автора этих строк, как это произошло, получил ответ: «Однажды в нашем театре появилась на свет маленькая марионетка, которую звали Марион. Чтобы ей не было скучно, мы сделали для Марион друга — птенчика по имени Карл. Но вот незадача: Карл, увидев открытку с изображением площади одного очень красивого города, стал мечтать о дальнем путешествии. Ему очень захотелось узнать название этого города и увидеть металлическую аркаду высокой башни».
Не буду пересказывать всех перипетий, которые артисты ловко превращали в живые конфликтные происшествия, происходящие с обаятельными персонажами этой театрализованной истории. Важным становится то, как дети вовлекаются в событийный ряд, принимая живое участие в судьбе Марион и Карла, а также нескольких марионеточных персонажей, встречающихся на пути двух сценических героев. Кто-то помогает добраться им до Парижа и постоять возле Эйфелевой башни — осуществившейся мечты любознательного Карла, а кто-то, не преследуя злого умысла, не осознавая, зачем он это делает, наоборот, мешает.
Ощущение такое, будто в начале спектакля набираешь воздух и выдыхаешь уже в конце. Тут-то и начинаешь понимать значение словосочетания «на одном дыхании».
Увлеченность — вот важное качество этого феерического действа, когда малыми средствами достигается эффект правдоподобия чувств в правдоподобных предлагаемых обстоятельствах. Открытая форма актерского перевоплощения подразумевает двойное сценическое действие. Мы наблюдаем за быстрой сменой настроения актеров, управляющих нитями, механически воздействующими на части тела куклы, и в то же время следим за эмоциональной жестикуляцией марионеток в их руках.
Режиссер Валерий Дзех принимает самое непосредственное участие в сказке, поведав перед началом спектакля маленьким зрителям о том, как возникло искусство марионетки, чем работа с ней отличается от планшетных, перчаточных, тростевых и ростовых кукол. Малыши (да и взрослые) слушали его, затаив дыхание. Иначе и быть не может, потому что Валерий с раннего возраста увлечен сложным процессом оживления персонажей, которых придумывает, создает, а затем вкладывает в них человеческие эмоции…
Можно ли создать иллюзию полета, вызывая восхищение в детских глазах? Оказывается, можно, если артист уверен не только в себе, а и в «таланте» ведомой им куклы. Девочка Марион спешит на помощь попавшему в беду Карлу на самолете, в который садилась как пассажир, но по воле случая становится пилотом.
После удачного завершения сказочных событий зрители, побывав вместе с Марион и Карлом в Париже, возвращаются в Харьков. Перед нами снова появляется режиссер и предлагает ближе познакомиться с кукловодами Юлией Семененко и Денисом Чемерисом. Наблюдал неожиданную реакцию малышей, устремляющихся не к людям, а к куклам, ставшим причиной их переживаний. Они бережно притрагиваются к фигуркам, боясь спутать нити, потому что из рассказа Валерия Дзеха уже знают, что это не просто канитель, а проводник актерской энергии, дающей кукле жизнь. Затем перед актерами выстраивается очередь желающих запечатлеть себя на фото с Марион, и куклы оживают на плечах и головах ликующих ребятишек.
Театр выполнил важную миссию, подарив зрителям спектакль для всей семьи. Улыбались бабушки, дедушки, мамы и папы, испытывая чувство волшебных перемен, когда взрослые становятся детьми, а дети распоряжаются ими, словно взрослые…
После обучения на кафедре режиссуры театра анимации Харьковского национального университета искусств Валерий Дзех решил создать свой театр — и непременно с участием марионетки. Дом актера пошел ему навстречу, предложив использовать для показа спектаклей малую сценическую площадку. Естественно, ни о каком вложении материальных средств разговора не велось. Режиссеру необходимо было определиться с профессиональным составом исполнителей — фанатично преданных делу, ведь их творческая деятельность практически не оплачивается. Заказывать марионеточные куклы тоже не представлялось возможным, потому что такие услуги стоят довольно дорого. Пригодился опыт, полученный во время учебы на курсе заслуженного артиста Украины Владимира Горбунова. Теперь во всех спектаклях Малого театра марионеток играют только куклы, изготовленные Валерием и его актерами. Сначала каждый исполнитель выбирает себе модель будущего персонажа и в соответствии с замыслом режиссера-постановщика кропотливо работает над его сценическим образом.
Поэтому от каждой куклы исходит тепло рук её создателя, и она с удовольствием выполняет все творческие задачи, поставленные перед ней.
Все спектакли — а в репертуаре молодого театра уже полдюжины названий — созданы, если можно так выразиться, в теплых пастельных тонах. Декорации, создаваемые художником этого театра Кирой Бова, не претендуют на впечатляющий яркими красками театрализованный изыск, но при этом выразительны и комфортны для правдоподобного обитания в них кукол.
Александр Анничев, искусствовед
Фото Ирины Деркач.
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий