"Взяли куклу в хорошие руки". О театре кукол "Марья-искусница".
Классический театр начинается с вешалки, а домашний кукольный театр «Марья-искусница» берет начало с семейного порога. Мама, папа и три дочери – вот и вся гастрольная труппа. Это единственный частный театр на Гродненщине, который год за годом отвоевывает свое собственное место в культурной жизни гродненцев. Все началось и закрутилось почти пять лет назад, когда Марина Лазарева ушла из государственного театра. Легко ли оказаться в свободном плавании и есть ли будущее у кукольников-индивидуалов?
Худрук домашнего театра кукол «Марья-Искусница» Марина Лазарева 25 лет отработала в Гродненском областном театре кукол. После рождения третьего ребенка актриса «поменяла форму». Ролей с каждым годом становилось все меньше, а работать хотелось. Нерастраченный потенциал просил выхода. Решение уйти из театра далось нелегко. Муж Марины, видя метания супруги, принял единственно верное решение: уйти с работы и поддержать свою половинку. Но что делать дальше? С недавнего времени театральная семья практически круглый год живет на даче недалеко от города. Здесь легко дышится и думается. Небольшой кирпичный дом Марина и Леонид тоже построили вместе. «У нас служебный роман», — шутят супруги. Огород, цветы, мангал — все, как у всех. Только круглый стол на веранде, заваленный нитками, ножницами и недошитыми куклами, выдает творческую жилку. Марина Лазарева показывает толстую тетрадь, где расписаны приглашения на выступление ее небольшого театра. Есть даже записи на февраль. Но так было не всегда.
— Зарегистрировались как театр пять лет назад, — вспоминает художественный руководитель театра кукол «Марья-Искусница» Марина Лазарева. — Пришли к местным властям и сказали: «Оформим все бумаги, какие надо, и будем ходить до тех пор, пока не получим все разрешения». Не было другого выхода. Зима на носу, оба без работы и трое детей на руках. Продали гараж. Практически все деньги ушли на выплату налогов и других платежей. Первый год ушел на становление. Звонили в детские сады, школы, организации. Приезжали знакомиться, потом показывали себя, получали редкие заказы. Сегодня нас многие знают. Говорят, первые десять лет надо работать на имя и только потом имя начнет работать на тебя. Половина пути уже пройдена, и назад дороги нет.
Глава театрального семейства Леонид, с длинной бородой и копной светлых волос, похож на доброго сказочного деда. Так задумано. Доброта и оптимизм светятся в глазах. Неудивительно, что дети так любят этот небольшой кукольный театр. Папа трех прекрасных дочерей-актрис до мельчайших деталей помнит, с чего все начиналось: — Первый спектакль «Купалинка» родился в 2006 году. Залез к бабушке на чердак, сгреб все, что там хранилось: корыта, коловороты, колеса, горшки. Вместе с девчонками все это разобрали. Марина взяла за основу белорусскую набивную куклу и впервые смастерила ее своими руками. Вот так появился наш первый семейный спектакль. И первыми зрителями стали наши собственные дети.
Переходным моментом стало рождение второго спектакля. С помощью столярных инструментов из деревянных брусков обычной половой доски появились лица кукол. Родился сюжет для спектакля «Баллада о белой вишне». Это быль об образовании Гродно на белорусском языке. Но по-настоящему театр для домашних превратился в домашний театр кукол «Марья-Искусница» после показа своего третьего спектакля под названием «Сын золотого дождя». Поначалу в этом спектакле семейной паре помогала актриса гродненского театра кукол, но неожиданно взяла и отказалась, сославшись на нехватку времени. Тогда дочери подошли к маме и сказали: — Мама, мы тебе поможем. Папа, мама и три очаровательные дочурки представили свой совместный спектакль на суд зрителей на фестивале «Бродячий кукольник» в Москве.
Зрители были просто поражены, когда увидели детей-актеров. Сначала даже не поверили, что малышки так ловко управляются с куклами. Это было признание людей, которые знают толк в кукольном мастерстве. — Это сейчас у нас появляется 4—5 спектаклей в год, тогда рождалось примерно по одному, — вспоминает Марина. — Наш основной зритель — дети до семи лет или взрослые, которым перевалило за сорок. Они начинают видеть скрытый смысл в наших спектаклях и принимают их на ура. В репертуаре домашнего театра кукол «Марья-Искусница» около 20 спектаклей и пять игровых программ. Коллекция кукол впечатляет разнообразием. Всего около 300 самых разных героев, способных растопить лед в сердцах зрителей. Вот и сейчас худрук театра Марина рассказывает о жизни, а руки сами собой тянутся к иголке с ниткой. Надо закончить Божью коровку, которая будет работать уборщицей в цирке. Готовится новая цирковая программа к 1 сентября. — Если есть свободный день, могу сделать куклу любой сложности, — продолжает свой рассказ руководитель театра. — Сначала появляется рисунок, потом он переносится в объем, а следом заключительные штрихи — глаза-пуговки, волосы, реснички, наряды. Ничего не выбрасывается. Соседи несут нам тряпочки, лоскуточки, бусинки, ненужные аксессуары. Вот куклы-ангелы из спектакля «Петр и Февронья». Так называемый шахматный стиль. Ангелочков у нас много. Вот новая кукла «Зеленовый» слон, есть еще «Филетовый» и Розовый. Вот наша звезда — Анжелика Варум. Похожа? Это наш клоун Егорка. А вот детишки-шалунишки из спектакля «Репка». У нас история про репку рассказана одной мышью. Когда выстраивала сюжетную линию, вспоминала своих собственных детей-двойняшек, которые выскакивали из коляски и бежали одна в одну сторону, а другая — в другую. В любом спектакле есть определенный момент, когда зритель начинает работать на тебя. Небольших огорчений, конечно, хватает. Возьмем, к примеру, молодых талантливых актрис театра Машу, Лизу и Серафиму. Девочки помогали, помогали родителям, а потом бросили помогать. Почему? Просто выросли. Старшим двойняшкам уже исполнилось по 17 лет. У них свои заботы, планы и мечты. Девушки очень разные. Одна мечтает стать актрисой, а другая — связать свою жизнь с военной службой. — Пока с нами остается младшенькая Сима, — вздыхает папа Леонид. — Она еще ребенок (12 лет), поэтому с удовольствием участвует в спектаклях по мере возможности. К тому же за работу мы даем ей «копеечку». Социальная работа — большой кусок деятельности театра кукол «Марья-Искусница». Все детские дома и приюты знают гастролирующих артистов. Долгое время работали с Музеем истории религии как дополнение к выставкам. Прибыль делили пополам. Театр продолжает сотрудничать с женским православным Свято-Рождество-Богородицким монастырем.
Постоянно приглашают за границу для проведения мастер-классов. Особенно пользуются спросом мастер-классы по изготовлению мягкой игрушки, планшетных кукол. Все делается вручную из поролона и тряпок, а в финале кукла вдруг неожиданно оживает. Это чудо, в которое хочется верить и детям, и взрослым. Марина Лазарева готова озвучить, чего же больше всего не хватает ее театру: — Очень бы хотелось иметь свое помещение. Но пока это мечта. Аренду не потянем, очень дорого. Примерно 10 долларов за квадратный метр просят. За 50 метров надо будет отдать 500 долларов, а это почти весь наш месячный оборот. Хотя большое помещение нам и не надо. Малая форма работы позволяет общаться со зрителями. Наш приоритет — государственные учреждения, детские сады, санатории, школы. Недавно частный театр кукол «Марья-Искусница» получил приглашение на 15-й фестиваль «Анимо-2016», который пройдет в Польше. В стране-соседке семья любит выступать в старинных замках. В 2013 году в Клайпеде вновь поразили публику профессиональной работой детей. На Сахалине до сих пор помнят «Купалинку». В Новогрудке востребован спектакль «Свитязь — история затопленного города». В репертуаре театра есть все классические сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка». Только рассказаны на новый лад. Дети не только благодарный, но и требовательный зритель. Актеры утверждают: за всю их карьеру ни разу зрители не ушли недовольными. Всегда стопроцентный восторг и радость. В России традиционно проходят фестивали кукольников, куда приезжают частные театры из многих стран — Литвы, Латвии, Эстонии, Беларуси и других. У каждого театра свои трудности и свои радости. Многим тоже приходится выживать на этом нелегком поприще, но кто хотя бы раз взял в руки куклу и заговорил от ее имени — уже не может просто взять и уйти. Домашний театр «Марья-Искусница» родился как студия актерской инициативы, но оказалось, что индивидуальная работа — это не так уж и страшно.
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
ИСТОЧНИК: http://respublika.sb.by/kultura-12/article/neprostaya-pesa-dlya-chastnogo-teatra.html
Tags:
2BY,
Домашний театр Марья Искусница,
О Бродячих кукольниках,
Пресса
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий