Коломна, 6-9 января 2023.
Колядки |
В двадцать пятый раз собрались этой зимой вертепщики на коломенской земле. За прошедшие годы в участниках «Вертепа» успели побывать практически все, кто играет рождественское кукольное представление в Москве и ее окрестностях, фестиваль внесли в анналы УНИМА, а в этом году он впервые проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Можно сказать, что подмосковный
городок с многовековой славной историей, со старинным кремлём, храмами и
музеями, обрел в фестивале «Вертеп» свою собственную, прошедшую проверку
временем, современную культурно-художественную традицию. Очень важно, что речь
может идти не просто о реконструкции некоей народно-религиозной театральной
формы, адресованной узкому кругу знатоков и адептов — вокруг фестиваля за
прошедшие годы сформировалось настоящее сообщество единомышленников, вобравшее
в себя не только исполнителей народной рождественской драмы со всех концов страны,
но и зрителей (среди которых уже немало «потомственных»). Удивительное ощущение
сопричастности к чрезвычайно уютному и открыто дружелюбному кругу испытываешь,
присутствуя на каждом из фестивальных спектаклей в крошечном зале на улице
Лажечникова. Воистину, настоящее искусство - это всегда немного (или намного)
больше, чем само по себе удовольствие восприятия эстетической формы.
В чем же секрет привлекательности
такого, на поверхностный взгляд крайне архаичного и вроде бы непреодолимо
канонического, действа-зрелища? Как удается организаторам и участникам
«Вертепа» уже третий десяток лет актуализировать для современного зрителя «одно из самых загадочных
театрально-эстетических явлений прошлого», объединившего в рождественском
представлении для наших далеких предков «два главенствующих театральных потока:
традиционный, обрядовый, магический театр и театр пародийного народного игрища;
театр религиозный и театр светский, театр проповедующий и театр,
отвергающий любые формы проповеди, театр литературный и театр импровизационный,
театр трагедии и театр комедии»[1]?
Один из возможных ответов дал в
кулуарах юбилейного фестиваля Александр Греф (художественный руководитель и
актер московского театра «Бродячий вертеп», участника первой программы в 1999
г.): «Спектакль происходит в воображении зрителя, а наша задача – разжечь его,
и не дать угаснуть». Такова концепция коллектива, который сам себя
позиционирует как «театр реконструкторского типа» и привез на фестиваль
«Рождественское вертепное действо» (гран-при Международного рождественского
фестиваля «Нябесы» в Минске, 2016). Этот вертеп можно назвать одним из самых
постановочно впечатляющих: его играют в большом двухэтажном ящике
(сконструировал и изготовил петербургский режиссер и кукольных дел мастер
Николай Боровков, а декорировал ящик и сделал кукол Александр Греф), при
«живом» пламени свечей, под звон гусельных струн, гудение колесной лиры и
негромкое, с интимно-домашней интонацией пение (в спектакле также участвуют
Елена Слонимская и Дарья Пенская). Помимо ожидаемо тщательного исполнения всех
традиционных механических трюков, зрителей ждал настоящий подарок: «Бродячий
вертеп» сыграл не только каноническую-сакральную часть, но и представил
премьеру комической/потешной, с новыми куклами! Мужик со строптивой козой, пляшущие
цыгане с медведем, сражение конных рыцарей и финальный выстрел из бутафорской
пушечки честно заслужили по-настоящему восторженный прием зрителей и коллег.
Театр "Бродячий Вертеп" |
Размышляя о форме и содержании традиционного вертепного представления, первые письменные упоминания о котором датируются второй половиной XVI в., нельзя не отметить особо: эта форма театра кукол веками использует самые простые выразительные средства и небольшое количество механических приемов. Персонажи канонического ряда, которые двигаются по прорезям в двухэтажном домике со звездой на вершине, куда долетают только ангелы (модель мироздания), музыкальное сопровождение (чаще всего самое лаконичное), свет (когда-то единственно возможный «живой» огонь, создающий эффект мерцающей мимики на масках кукол - сейчас редкость, а жаль) – зачастую полностью исчерпывают постановочный арсенал вертепа. Но сноровка и артистизм исполнителей (даже в семейном-любительском представлении для избалованного высокотехничными кунштюками зрителя XXI века) способны сотворить настоящее чудо вечно нового сопереживания, которому так способствуют универсальные, безошибочные драматические акценты и архетипические образы Евангельской истории. Пристальный интерес к вертепной драме, заново возникший в 1980-е, привел к созданию «художественного образа традиции»[2] - и этот образ сегодня востребован, уверенно занимает свою нишу в культурном пространстве современности.
Представление «Ирод-царь»,
которым открыл программу камерный театр «Пилигрим» (хозяева и основатели
фестиваля), можно отнести к «малой вертепной форме», в которой участвуют лишь
две актрисы (Елена Пичугина, Юлиана Татаринова), функцию второго «сакрального»
этажа здесь выполняет крышка небольшого ящика, свечи на «рампе» зажигаются
открытым приемом, а куклы и весь декор подчеркнуто, по-домашнему, рукотворны.
Эпизоды действия с куклами чередуются с пением, прославляющим рождение Христа
под аккомпанемент колесной лиры. Продуманно лаконичный отбор выразительных
средств, уверенный темпоритм и доверительная камерная интонация повествования,
обращенного к каждому зрителю, внимающему артистам в непосредственной близости
– соблюдены все необходимые условия для органичного восприятия вертепной драмы.
На счету «Пилигрима» это уже пятый вариант постановки (первую, самую простую, с
плоскими куклами в картонной коробке, они сделали в 1994 году вместе с
участниками студии при своем театре). Не случайно пять лет назад, во время ХХ
фестиваля, на вопрос о перспективах бытования вертепа в современном театральном
процессе, Елена Пичугина сказала: «будущее – в интерпретации, даже если она
будет уходить довольно далеко от первоисточника». И уже тогда, а тем более
сейчас, это высказывание было подтверждено
опытом «Пилигримов», многолетней практикой. Сегодня практика вышла за
чисто творческие рамки семейного театра: в этот раз мы увидели на площадке уже не артиста и
музыканта Олега Гаврилина, а отца Олега - священнослужителя, вышедшего к
зрителям не с гитарой, а с приветственными словами и комментариями ведущего программы.
Камерный театр "Пилигрим" |
Нельзя не напомнить о том, что «Вертеп» начинался когда-то как почти семейный фестиваль, который поддержали московское отделение Союза театральных деятелей и коломенский культурный центр «Лига», а благочиние Коломны в первые же годы оказало ему ценнейшее информационное содействие, рассылая афиши в церковные приходы. Давняя дружба связывает «Пилигримов» с приходом коломенского храма апостола Иоанна Богослова, который курирует несколько социальных учреждений, где традиционно происходят представления спектаклей фестивальной программы. Для зрителей из социальных учреждений организаторами всегда предусмотрены и бесплатные билеты. Таким образом, за прошедшие десятилетия «Вертеп» набрал солидный организационный и социальный капитал, сохраняя при этом чрезвычайно уютную атмосферу, в которую охотно погружаются все зрители и участники, «ветераны», и «новобранцы».
Благотворительный спектакль в доме ребёнка |
Выход программы за жанровые рамки и на широкие географические просторы произошел уже давно, здесь появлялись и были тепло приняты публикой спектакли из России, Беларуси, Польши, Литвы, Эстонии, на тему Нового года, на сюжеты народных сказок. Но любопытство к открытию новых форм интерпретации традиционного вертепного сюжета не иссякало никогда, и в программе неизменно появлялись новые коллективы, завязывались новые творческие контакты. И в этом январе организаторам было не так уж трудно собрать программу исключительно из вертепов, отдавая предпочтение тем, кто уже побывал в Коломне.
Среди них солидную долю
составляют семейные дуэты: «ТриЛика», «Шутик», «Котофей». Все они - вертепщики
с солидным стажем, и у каждого из их спектаклей имеются свои самобытные черты,
свое камерное очарование. Виктор Драгун и Елена Мартынова («ТриЛика») играют
максимально близкое к традиционной большой форме представление в большом ящике,
с вырезанными из дерева довольно крупными куклами, не показываясь зрителю. Оба
они – артисты поющие, хорошо владеющие мастерством трансформации голоса, и это
позволяет создавать запоминающиеся
«аудио-образы» многочисленных персонажей: вифлеемских пастухов, царей-волхвов,
несчастной Рахили, безжалостного Ирода, неумолимой Смерти.
Театр «Шутик» (Елена и Владимир
Моргачевы) играет спектакль «Однажды в Вифлееме» по собственной пьесе, а в
постановочном решении преобладает очень симпатичный, наивно-уютный «детский»
стиль. Рассказ начинается от лица вполне комичного хозяина гостиницы,
пустившего в свой хлев переночевать Марию с Иосифом, и поначалу страшно
озабоченного вопросом «упущенной выгоды» (вдруг у них родится двойня, а плата
уже получена, и только за двух взрослых?). В кукольном сюжете заметную роль
играют забавные штоковые марионетки вол и осел; канонически, по прорезям,
двигаются пастухи со своими симпатичными овечками и волхвы с дарами в «золотом»
ларце. А когда воины иродовы появляются как тени-силуэты на холщовом заднике,
освещенном багровым светом, очарованный появлением младенца-Христа хозяин
гостиницы укрывает его от опасности и помогает Святому семейству бежать, усадив
на собственных вола и осла.
Театр кукол "Шутик" |
«Рождественская история» театра «Котофей» (Мария Овчаренко, Александр Мудряк) играется открытым приемом на маленьком столике, действие начинают штоковые марионетки - старосветские Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. Гоголевская парочка за чаем с праздничным угощением встречает восход Рождественской звезды и вспоминает хождение с вертепом в молодые годы. Выставляется скромный ящик с открывающимися к зрителю дверцами, внутри которого разыгрывают Евангельский сюжет тряпичные куклы на штоках, а артисты выступают как рассказчики, чередующие текст вертепной драмы с колядками и песнями о рождестве «а-капелла» (в звуковом ряду представления порой появляется флейта или самая простая перкуссия). Такая форма требует очень искренней интонации и максимального доверия зрителей, которым необходимо «забыть» об артистах и перенестись воображением в древнюю Палестину, где поблескивает фольгой Вифлеемская звезда на тонкой изогнутой тросточке, где рыдающая о своем младенце дородная Рахиль повязана платочком, как крестьянка из соседней деревни, где встрепанный рыжебородый Ирод совершенно не выглядит злым, а пискляво хохочущий черт — вылитый ряженый в черном армяке. Материальная часть спектакля выдержана в таком жизнерадостно-игрушечном стиле, а интонация исполнения настолько деликатна, что трагедийные мотивы вертепной драмы звучат условно-остраненно, позволяя сопереживать трагедии, но не погружая в нее напрямую.
Театр кукол "Котофей" |
Эту удивительную способность вертепного театра, говорить об очень серьезных и даже страшных вещах языком поэтической условности, особо отмечает отец Олег Гаврилин: «На представления приводят иногда совсем маленьких детей – а там про избиение младенцев, про смерть царя Ирода. Настоящий ужастик, если бы это было в кино! Но сама форма вертепа - архаичная, символическая - нивелирует этот ужас, и при этом позволяет сопереживать. И это признак по-настоящему духовного театра, который человек воспринимает не только глазами, но и сердцем».
В зале много маленьких любопытных зрителей |
Но все-таки не каждый коллектив, берясь за постановку вертепа, адресованного преимущественно детям, соглашается полностью доверять его поэтическим качествам. «Рождественское чудо» режиссера Юлии Моревой по мотивам одноименного рассказа Ольги Першиной (театр «Без занавеса», Санкт-Петербург) вообще не касается сюжета о царе Ироде — речь идет только о Благовещении, рождении младенца Иисуса и поклонении волхвов. Все это видит во сне девочка Маша, некстати простудившаяся накануне Рождества. В сопровождении своего Ангела-хранителя, она совершает полет через моря и горы, в далекую древнюю Палестину, а поутру просыпается совершенно выздоровевшей. Зинаида Еременко и Анна Лебедева в открытую водят кукол и справляются со всеми перестановками, а музыкальное оформление звучит в записи. В этом спектакле все выглядит очаровательно «рукодельным», от «павильончика»-ширмы (комната с большим окном за кружевной занавеской, игрушечной кроваткой и маленькой украшенной елочкой) до кукольных персонажей (текстильные — Маша, доктор, ангел, дети во дворе, игрушки в комнате; плоские картонные — Мария, волхвы, пастухи).
Театр "Без занавеса" |
А вот фольклорно-кукольный театр «Душегреи» (Москва) под руководством режиссера и художника Рустема Каримова работает в «большой форме»: с народной мистерией «Смерть царя Ирода» в основе, с узнаваемыми персонажами-куклами в высоком двухэтажном ящике, с многоголосным исполнением старообрядческих духовных стихов, с аккомпанементом народных музыкальных инструментов, с потешной «Пряничной историей» про двух поссорившихся кумушек и медведя, с деревенскими хороводами в финале. В материальной части этого спектакля преобладает красный — цвет жизни, радости, силы, а в интонации — неподдельное ликование. Рустем Каримов, Елена Сариева, Светлана Рапенкова, Марианна Плотникова, Виктор Спиридонов очень убедительно существуют в образе жителей русской деревни, гостеприимно и щедро празднующей Рождество и разыгрывающей свой вертеп для зрителей-гостей, которым искренне рады.
Фольклорный театр кукол "Душегреи" |
Представление «Рождество» (режиссер, художник, автор сценария — Андрей Пронькин), которое показал фольклорно-музыкальный театр «Ученый медведь» из Москвы - это целая галерея ажурных картин театра теней по мотивам традиционного вертепного сюжета, сменяющих друг друга в окнах-экранах под аккомпанемент многочисленных народных инструментов и пение колядок. Спектакль живет уже давно, стал своего рода классикой жанра, побывал на самых разных фестивалях, неизменно востребован в рождественские дни, уже бывал в Коломне — и большая удача, что театр снова сюда приехал. В представлении две части: сюжет о рождении Христа и царе Ироде и «Рождественское путешествие» с рассказом о том, как этот праздник отмечают в Италии, Франции, Польше и других странах. В абсолютно самобытной, насыщенной тонкой визуальной иронией версии, Иосиф в тулупе и шапке везет Марию на саночках через еловый лес; волхвы, решившие не возвращаться во дворец Ирода, удаляются в обратный путь задом-наперед; а Смерть, явившаяся, чтобы наказать жестокого царя, выглядит не столько пугающе, сколько изысканно. Этот вертеп — почти анимационное кино, только показывают и озвучивают его «вживую», как и положено в настоящем рождественском представлении.
Важная составляющая «Вертепа» -
музыкальная, традиционно ей посвящены два пункта программы: вечернее шествие с
колядками по Старой Коломне и концерт в финале. Участниками фестиваля в разные
годы были такие известнейшие коллективы как «Сирин» и «Жар», уже несколько лет
его закрывает концерт замечательного московского ансамбля «Измайловская
слобода» - большой коллектив под руководством фольклористов Жанны и Андрея
Кабановых, чей личный архив насчитывает более 20 тысяч народных песен из самых
разных областей России. Концерт «Измайловской слободы» - это не просто
великолепное пение очень красивых, увлеченных людей, мастеров народной песенной
школы. Это всегда вовлечение зрителей в совместное христославие, в игру и
танец, в праздничную кульминацию Рождества.
Концерт ансамбля "Измайловская слобода" |
Вот здесь хочется вспомнить об одном реконструкторском эксперименте, навсегда вошедшем в историю русской (а пожалуй, и мировой) культуры — двух сезонах «Старинного театра» Николая Евреинова и Николая Дризена. Прошло уже больше столетия с тех пор, как на сцене Суворинского театра в Петербурге были показаны литургическая драма, моралите, фарс, интермедия, мистерия, и другие спектакли в формах европейского театра Средних веков и Ренессанса с участием профессиональных актеров и любителей, оформленных художниками-«мирискусниками». Этот масштабный недолгий эксперимент, заново открыв в ХХ веке давно забытые формы «былой сценической красоты в ее примитиве, показал, насколько живуч этот примитив, как много в нем творческой силы, способной оживотворять искусство, даже отделенное от него длинным рядом столетий»[3]. Уже современники признали «Старинный театр» как выдающийся эстетический феномен, таковым он и остается для нас. Но не менее интересно и то, что он был и остался диковинкой для узкого круга знатоков-эстетов. Его создатели не смогли создать своего зрителя, и об этом как о непреодолимой причине недолговечности «Старинного театра» говорили исследователи: можно воссоздать мистерию со всей ее архаично-изысканной красотой, но невозможно воспроизвести ту аудиторию, для которой мистерию ставили и играли с далеком Средневековье.
На спектаклях фестиваля маленький зал всегда полон |
У вертепного театра в конце ХХ века, как показала практика, оказалось немало преимуществ перед теми большими формами, которые реконструировали в его начале под руководством театрального философа и теоретика Евреинова: малая форма, легкость воспроизведения в любительском варианте, простота и общеизвестность базового сюжета и т.п.. Но может быть основа его жизнеспособности закладывается тогда, когда «из пласта официальной христианской культуры вертеп в России перемещается в пласт культуры неофициальной, бесцензурной, народной, оформляется как народный кукольный театр»[4]?. Там и тогда, где и когда школьный-семинаристский вертеп соприкасается с фольклором, он приобретает и одно из его базовых свойств: вариативность. А значит — вполне широкую возможность интерпретации, обновления, возрождения как традиции, не теряющей своей актуальности, способной отвечать эстетическим и духовным потребностям зрителя нового века. Здесь возникает тема для вполне серьезного и театроведческого, и культурологического исследования.
Но какие бы гипотезы ни возникали
в теории вопроса, реальность раз за разом подтверждает: традиции не возникают
из ничего, не рождаются по распоряжению или наличию ресурсов. Они создаются
руками людей, их талантом, верой, устремленностью, мастерством, и фестиваль
«Вертеп», прошедший уже 25 раз в подмосковной Коломне, тому весьма убедительный
пример. Эта традиция создана, живет, приносит массу радости всем, кому
посчастливилось быть к ней причастным, заслуживает всяческого одобрения и поддержки.
Анна Константинова, январь 2023.
Фото - Марина Злуницына.
Источник - Журнал "Театр чудес", N 32, 2023 год.
[1] Голдовский Б.П. Вертеп / Куклы:
Энциклопедия. - М. : Время, 2004 – С.
92.
[2] Формулировка Андрея Котова
(создателя и руководителя ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»)
[4] Голдовский Б.П. Вертеп / Куклы: Энциклопедия. - М. : Время, 2004 – С. 93.
И ещё немного колядок |
Контакт
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий