- Фаина Ивановна, со стороны может показаться, что для очень
многих «Театр марионеток имени Деммени»
- скорее фигура речи, за которой не стоит реальная личность.
- А вы знаете, ведь когда-то я сама понятия не имела, что Деммени –
здравствующий человек и режиссер. Свое заявление о приеме на работу в театр я
так и начала: «Директору Ленинградского театра марионеток имени Деммени». И
только тут мне объяснили, что Евгений Сергеевич жив, здоров, и именно ему я
читала стихи и показывала танец.
А сейчас, так как я веду
экскурсии в театре, могу сказать: в основном к нам приходят те, кто в общих
чертах знают о том, что театр носит имя Деммени — создателя первого
профессионального театра кукол в стране. А на тех, кто не знает, рассказ об
этой уникальной личности всегда производит огромное впечатление.
- Думается, сейчас самое время
в очередной раз произвести такое впечатление. Итак, что сегодняшнему
петербургскому зрителю нужно знать о создателе театра марионеток?
- Сначала то, что он сам писал в
автобиографии: «По происхождению дворянин, по образованию военный, по
устремлениям — артист». Поскольку отец Евгения Сергеевича был высокий чиновник
царского двора, а мама — смолянка, его путь был предопределен. С шести лет —
Николаевский кадетский корпус, потом — двухлетние высшие офицерские курсы
Пажеского корпуса и специальность военного инженера. В 1918-м г. он, легко
приняв Революцию, оказывается в Красной армии, в 1922-м демобилизуется с
медалью «Честному воину Карельского фронта». И, оказавшись в Петрограде, пробует свои силы в драматическом
театре, а потом устраивается в только что появившийся ТЮЗ начальником пожарной
охраны. А параллельно ведет театральный кружок рабочей молодежи. И однажды,
прогуливаясь по Невскому, в витрине антикварного магазина видит сундук со
старинными французскими куклами, героями комедии дель арте — покупает его, и
приносит своим ребятам-студийцам. И рассказывает им о кукольном театре, с
которым познакомился детстве. В шесть
лет, перед тем, как отправить в кадетский корпус, мама свозила его в Париж, и
там он увидел представление «гиньоль» с куклами-петрушками. Это было очень
сильное впечатление и увлечение раннего детства. И вот, много лет спустя,
Деммени берется за постановку своего первого настоящего кукольного спектакля
«Арлекинада». Пьесу для него пишет Юрий Гауш, учившийся с Деммени в пажеском
корпусе. А его отец, художник Александр Гауш, в доме которого молодой Деммени в
1916 г. увидел представление легендарного спектакля марионеток «Сила любви и
волшебства», делает декорации. Студийцы, ребята с золотыми рабочими руками,
умеющие и шить, и столярничать, мастерят первый портал и сцену.
Премьеру увидел основатель
ленинградского ТЮЗа Александр Александрович Брянцев, и вскоре пригласил
коллектив на Моховую, где для кукольных представлений театра «Петрушка» под
руководством Деммени был выделен небольшой зал.
Е. Деммени, Ф Немвродов, Г. Тарасов и кукла из спектакля «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1929) |
- Театральный профессионал Брянцев не побоялся взять в свой театр любителей?
- А вы знаете, ведь «Арлекинада»
была сделана очень профессионально, несмотря на то, что и артисты, и сам
Деммени до того момента не брали в руки настоящих театральных кукол. Они путем
проб и ошибок изучали куклу, ее возможности, подбирали движения, искали
походку, придумывали какие-то трюки. И работали-работали-работали. У самого
Деммени был, видимо, особенный талант (как сейчас говорят про таких артистов:
«родился с куклой в руках»). К тому же у него были и ораторские, и педагогические
способности, и потрясающий дар организатора. Я прекрасно помню собственные
впечатления: когда он рассказывал о чем-то, хотелось тут же начать это делать!
В первые же годы существования
своего кукольного коллектива Деммени формулирует творческое кредо: главное в
театре кукол — это «деревянный артист», и на ширме важнее то, что персонаж
делает, чем то, что он говорит. Что задача театра кукол - «воспитывать,
развлекая».
- Сейчас театр марионеток
работает для маленького зрителя. А какой был репертуар у коллектива Деммени
ТЮЗ-овского периода?
- Это был очень новаторский
период. В крошечном зале на Моховой вышел спектакль «Свадьба» по рассказу
Чехова, где было много открытий: и необычная организация пространства в «черном
кабинете», и «кинематографический» свет, и очень выразительные характерные
куклы. Сам Евгений Сергеевич играл в спектаклях этого периода, а в «Свадьбе» у
него была роль Телеграфиста.
Здесь же была поставлена «Ссора
Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по знаменитому произведению Гоголя,
вышла авторская редакция «Гулливера в стране лилипутов» по мотивам Дж. Свифта,
где на сцене вместе с кукольными появляется артист в «живом плане» (обычным для
театра кукол это стало намного позже).
В 1934 г. Деммени становится
первым заслуженным артистом РСФСР среди кукольников. Тогда он выступает и на
эстраде, с номерами, которые придумывал и ставил сам. Я видела два из его
репертуара: «Пианист-виртуоз» и «Умирающий лебедь». Это было потрясающе,
когда кукла - стареющая балерина - уже
исчезала за ширмой, оттуда вылетало белое перышко. А у него были еще и номера с
двумя и тремя куклами, он виртуозно работал обеими руками.
И уже в 1927 г., Деммени
организовал при своем театре курсы для обучения режиссеров, художников и
актеров театра кукол. Приглашал самых разных преподавателей. Артисты изучали
актерское мастерство, танец, работу с куклой, речь и вокал обязательно (ведь
тогда не было микрофонов и фонограмм).
«Кошкин дом» (1926) |
Сам он не преподавал в
театральном ВУЗе, хотя позже его приглашали. Но убежденно профессионализировал
театр кукол. В 1949 г. выходит его книга (по сути, учебник) «На сцене — куклы»,
а в 1951-м ее уже издают в Германии, в 1956-м - в Японии. И это не единственная книга Деммени о театре
кукол, первая брошюра-пособие «Как устроить петрушечный театр. В помощь клубам,
избам-читальням, школам и красным уголкам» вышла еще в 1927 г.
Евгений Сергеевич был новатором и
пропагандистом театра кукол в самом широком смысле. Например, он уже в начале
1930-х не просто дружил с выдающимся хирургом и ортопедом Генрихом Ивановичем
Турнером, но и начал заниматься тем, что сейчас называют «куклотерапией».
Сначала он сам посещал детей, которые находились в стационаре на излечении.
Начал с чтения сказок, а потом стал и приносить кукол... В те годы, когда я
пришла в театр, мы уже официально шефствовали над институтом им. Турнера, и
привозили туда короткие варианты спектаклей, на Новый год я в костюме
Снегурочки ходила по палатам, поздравляла детей.
У Деммени был широчайший круг
общения, он собирал вокруг себя очень талантливых людей и привлекал их к
сотрудничеству со своим театром. Естественно, что он дружил с драматургами –
Шварцем, Маршаком, и они создавали пьесы специально для постановки у нас. Наши
спектакли-сказки охотно оформляли известные театральные художники, такие,
например, как Татьяна Григорьевна Бруни (преимущественно она работала для
Кировского театра оперы и балета). А еще дружба связывала Евгения Сергеевича с физиками
курчатовского института атомной энергии – и когда институт отмечал свое
25-летие, мы ездили туда с целым концертом, в котором номера исполняли
портретные марионетки выдающихся академиков-физиков.
- О незаурядном педагогическом таланте Евгения Сергеевича вы можете
судить на собственном опыте…
Да. Несомненно. Его воспитание
чувствовалось во всем: отношение к зрителю, отношение к профессии, отношение
друг к другу. Не только эстетика, но всегда этика присутствовала.
Мне запомнился такой случай:
однажды мы играли «Синюю птицу», и в процессе спектакля кто-то из коллег забыл
мне передать какой-то необходимый для действия предмет. Серьезной накладки не
произошло, я как-то выкрутилась, но не сдержалась, и что-то в адрес коллеги
прошипела – а голос у меня был, что называется, «летящий», даже мой шепот в
зале было слышно. А оказалось, что в зале был Деммени! После спектакля он меня
вызвал в свой кабинет и спросил: «Фаина Ивановна, а что там у вас произошло?».
Пришлось признаться, что случилась накладка, но про то, что меня кто-то подвел,
я рассказывать не стала. Не сдала. И знаете? Я увидела, как потеплели глаза
Евгения Сергеевича. Такие вот мелочи тоже были воспитанием.
«Забытая кукла» 1965 |
С кем-то он иногда был очень
строг, а кого-то мог лишний раз похвалить. Он очень хорошо знал, к кому какой
нужен подход.
Когда я пришла в театр, и меня
довольно быстро стали вводить на большие роли, Евгений Сергеевич на репетициях
очень много делал мне замечаний. Одной мне! Никому ничего – а мне замечания. И
я по дурости, все-таки первый год в театре, думала: «ну все, меня выгонят».
Однажды выхожу с репетиции вся унылая, и подходит ко мне очень хороший артист
нашего театра, Виталий Александрович Ильин: «Что случилось?». А я чуть не
плачу: «Он мне делает замечания, наверное я так плохо работаю…». Тут Ильин мне
и говорит: «Так он хочет, чтобы ты работала еще лучше! Он ведь знает, кто на
что способен. И если режиссер тебе делает замечания, скажи ему «спасибо», и
попробуй сделать, как он подсказывает».
Я сама себя всегда очень ругала и
грызла. Даже когда меня хвалили, всегда думала: «Ах, если бы я вот это сделала
не так, а лучше!». А Евгений Сергеевич иногда меня хвалил, хотя это была
редкость большая.
- Наверное, многие помнят легендарные рассказы о ножницах, которыми
Деммени беспощадно обрезал у марионеток нити с узелками…
Ножницы я уже не застала. При мне
он мог через помощника режиссера передать артисту просьбу привести в порядок
подвязку куклы. Потому что когда театральный свет попадает на нить с узелками,
она становится слишком видимой, да еще и неряшливо выглядит. Но, наверное, в
коллективе уже было воспитано такое отношение к кукле, что постоянно носить в
кармане ножницы режиссеру было уже не
обязательно. Все очень старались. Узелки появлялись, разве что, если какой-то
«несчастный случай» во время спектакля, и нужно срочно подвязать…
- А как к нему относились в театре?
Боялись. Но любили. Он приходил
почти каждый день в театр, и от дверей по цепочке коллеги передавали друг
другу: «Деммени в театре». Все сразу как-то подтягивались, старались навести
какой-то блеск, улыбнуться. Боялись его в том смысле, что не хотели огорчать, а
хотели удивить или порадовать! У него было великолепное чувство юмора, он мог
разыграть любого. Не говоря уже про режиссерское чутье – мог назначить кого-то
на совершенно неожиданную роль, и артист вдруг в этой роли совершенно
неожиданно раскрывался. Он обязательно замечал, если актриса была неаккуратно
причесана или без маникюра, но так же умел заметить и похвалить новое платье.
Он помнил все дни рождения и всегда знал, что подарить. На восьмое марта все
женщины театра ждали от него цветы или флакончик духов (всем обязательно
одинаковые). Первый огромный шоколадный торт из «Севера» в театр тоже принес он
(кажется, на какой-то сотый спектакль).
В свой день рождения Евгений
Сергеевич приглашал всю труппу в дом отдыха ВТО, в Комарово. Мы весь день
гуляли, играли в бильярд, отдыхали, как хотели. А к вечеру накрывался стол, мы ужинали,
поднимали бокал за его здоровье. И это всегда был просто чудесный день! К
сожалению, в последние годы своей жизни Евгений Сергеевич уже не затевал таких
праздников.
«Свадьба» 1928 |
- Что из традиций, внедренных Евгением Сергеевичем, сохранилось в жизни театра?
Очень многое. Например — выставка
кукол в фойе и «гастроли» кукольных артистов по выставкам и музеям. Герои
спектакля-оперы «Кошкин дом» (первой оперы в нашем театре кукол) были отмечены
дипломом выставки в Париже еще в 1927 г., а трюковые марионетки из первого
телевизионного кукольного спектакля-фарса «Школяр в раю» получили серебряную медаль в Брюсселе в 1958
г.
Мы очень долго не меняли
деревянные ваги в спектакле «Гулливер в стране лилипутов» - и не только потому,
что они хранили тепло рук артистов, которые их держали. Дело и в том, что
именно эту конструкцию ваги тоже придумали в театре, которым руководил Деммени,
еще в довоенные годы. Для нас она классическая и самая удобная.
И живет наш театр в доме, который
выбрал для него Евгений Сергеевич. Когда его труппа объединилась с артистами театра марионеток, «осиротевшими»
после отъезда за границу своего руководителя Любови Васильевны Шапориной, и
коллектив получил название Ленинградский государственный театр кукол, на выбор
предложили несколько вариантов. И, как истинный петербуржец, Деммени
выбрал именно этот адрес – в самом центре Невского. Он был убежден, что дети,
которые пришли на спектакль, может быть, приехав с окраины города, должны
видеть в окнах эту великолепную панораму – Публичная библиотека напротив,
Адмиралтейство вдалеке…
М. Дрозжин (Гулливер) в спектакле «Гулливер в стране лилипутов» (1936) |
- Деммени ведь сам поставил немало спектаклей для детей. Как он относился к этому «несерьезному» репертуару?
Очень ответственно. Вы знаете, он очень любил своего маленького зрителя.
И это всегда было очень видно в его спектаклях. Например, его последний
спектакль «А вот и мы!», цирк в марионетках - это же чудо было! Самые известные
персонажи сказок и детских книжек играли в цирк, а ведущими он сделал героев
только что появившегося мультфильма «Ну, погоди!» - это были Волк и… два Зайца.
Представление начиналось с крыловского квартета: мартышка, осел, козел и
косолапый мишка играли диксиленд – и дети сразу начинали хлопать. Выход Волка с
зайцами встречали просто шквалом аплодисментов.
У нас постоянно проводились встречи со зрителями и Деммени с
удовольствием в них участвовал. А если он проходил по фойе, и слышал, как дети
обсуждают спектакль, или выставленных кукол, обязательно подходил и вступал в
разговор, объяснял что-то отвечал на вопросы…Всегда находил для этого время!
Однажды в Михайловском Манеже, где были выставлены наши куклы и висел
большой портрет Деммени, ко мне буквально со слезами на глазах подошла очень
милая пожилая женщина, аккуратно причесанная, с воротничком, как у гимназистки.
И рассказала: «Я ведь помню этого замечательного человека, как он встречал
зрителей в фойе, когда я приводила детей в ваш театр. Всегда такой свежий,
подтянутый, в крахмальной рубашке, при галстуке – он здоровался с детьми, и это
уже был праздник. Мы видели практически каждую премьеру вашего театра, но
всегда ждали и встречи с «главным дяденькой»». Вот такие теплые чувства
испытывали к Евгению Сергеевичу и сохранили на много лет его зрители.
А. Мельник (Гулливер) в спектакле «Гулливер в стране лилипутов» (восстановлен режиссером Н.Ю. Боровковым в 2001 г.)
- Сегодня в вашем репертуаре сохранилась лишь одна постановка Деммени. «Гулливер...» - спектакль легендарный, с драматической судьбой, о которой можно и нужно рассказывать отдельно. Как вы думаете, почему зрителю XXI века необходимо увидеть «Гулливера» сегодня?
- Не только потому, что в нем
играют обновленные куклы, которых придумала и вырезала из дерева великолепный
художник Мария Артюхова уже больше 80 лет назад. Еще и потому, что этот
спектакль позволяет увидеть выразительные и трюковые возможности марионетки,
мастерство артистов-кукловодов. И потому, что он прекрасен драматургически, в
пьесе Елены Данько есть и конфликт, и лирическая линия. И наивный чудесный
Гулливер, и характерные яркие Король с Королевой, и комические придворные
льстецы-министры... Есть, кому сопереживать, над кем посмеяться.
И знаете, к нам часто приходят
коллеги из других театров и просятся за кулисы «Гулливера...», посмотреть «как
там у вас все устроено». Даже иногда просят просят прислать пьесу. Получается,
что и это создание Евгения Сергеевича Деммени — не музейный экспонат, а живой
образец мастерства и таланта выдающегося артиста.
Записала А. Константинова
10 февраля 2022
Фото из архива Театра марионеток им. Е.С. Деммени
Контакт
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий