Режиссер-кукольник, художник, обладатель «Золотой маски»
Евгений Ибрагимов о детской любви и свободе.
Дети, конечно, одиноки, но я бы не сказал, что они несчастны.
Одиночество иногда бывает очень нужной вещью.
Детям нужно дать как можно больше свободы.
Дети становятся лучше. Сейчас они получают в минуту больше
информации, чем получало наше поколение в пятилетку. И ничего опасного в этом
нет. Другое дело, что сейчас много поверхностного. Говорят: «Краткое содержание
«Дон Кихота». Ну какое тут может быть краткое содержание?
У меня недавно был один артист в гостях. Ему звонят, он отвечает по
телефону: «Я сейчас в Чехии снимаюсь, не могу говорить». Мой сын девятилетний
сидит и тут же у него спрашивает: «А что ты снимаешь?» А он ничего не снимает.
Соврал. Потом этот человек скажет ребенку о том, что врать нехорошо. Но доверие
уже утрачено безвозвратно. Надо самим быть лучше, дети же смотрят на нас.
Детскость — это когда не стесняешь своих эмоций и чувств. Сейчас
тенденция такая пошла, что про любовь надо говорить прямо. Я ставил спектакль
«Буратино», там Мальвина обучает Буратино грамматике. Пишет ему на песке «Б», а
он говорит: «Бесподобная», «В» — он говорит: «Великолепная». Дети влюбляются на
каждом шагу. У моего сына уже как минимум три безответных любви. Однажды был
влюблен в дочку кондитера. Я у него спрашиваю: «Так ты, может, на конфеты
позарился?» А он мне: «Нет. Ее люблю».
Актер театра кукол — это другая природа, другой механизм. В нашем
спектакле «Когда я снова стану маленьким» главный актер, Тарас, показывает
высший пилотаж актерской игры. В нашей истории куклы шарнирные, только и можно,
что голову повернуть. И это магия, когда ты веришь, что две статично сидящие
куклы живые и разговаривают.
Никто не может объяснить, что такое магия куклы. Это же корни
древнейшие, ритуальные вещи.
Я считаю, что страшное должно быть страшным. Нельзя пугать ребенка.
Но и обманывать нельзя.
С детьми нужно бережно. Нельзя их травмировать. Их и так многое
травмирует. Та же школа.
Парты у нас в школе были деревянные. Красили парты только в зеленый или голубой
цвет. И вот я ногтем сковырнул краску, смотрю — зеленый появился. И вот так
ногтем нарисовал Эйфелеву башню. Учительница увидела и как даст указкой по
голове! Но помню, что мне нравились уроки рисования, пения, географии. Когда по
географии отвечал, учительница заплакала и сказала: «Ты сейчас так рассказывал,
я думала, я там была». Светлое воспоминание. Но вот то, что указкой по голове,
— все перевешивает. А еще мне учительница говорила: «Сосчитай, сколько будет
5+6?» Я нарисую пять птиц и еще шесть к ним добавлю. Она меня ругала, но
интереснее же, когда птицы. С тех пор с математикой покончено. Птицы выживали,
а цифры нет.
Как-то раз говорим с друзьями о бренности профессии: «Вот пришли люди на
спектакль, 100 человек, подарил им эмоции, ответил на вопросы, но завтра же и
забудут, ну и если даже будут помнить, то что? Что мы делаем, для чего это все,
это же все воздух?» Маленькая моя дочка ко мне подходит и говорит: «Ну а, повар
кто тогда?» И закончились дебаты.
В зале обязательно есть поэты, есть не поэты, а есть еще одна категория
— это совсем не поэты. Все разные, поэтому спектакль должен быть и для тех, и
для других. Все по-честному.
Эти категории 3+, 12+, конечно, мы пишем. Но это все такая тонкая материя. Кто-то
и в 3+ все понимать может, а кто-то и до 55+ ничего не поймет. И ничего
страшного, если не понимают, главное, чтобы не разрушали.
Я люблю уличные спектакли. Я хожу на улицу. Играю на улице, сижу на
стульчике. У меня инструмент с собой и два двойника моих — я научился играть
так, чтобы большие пальцы были свободными. Двойники между собой договариваются,
а я как будто внимания не обращаю на них. Мы все втроем в одинаковых шапочках.
А в корзинке рядом деньги разных народов, часы.
Сейчас ушли куклы с улицы, но это же история, это истоки.
У меня другие отношения с Аллахом и с верой, я же суфий. У меня
любовь к нему, а не страх. И вот то, что я делаю, это и есть ислам: мир и
любовь, гармония — все как в любой другой вере. Потому что вера одна — в
любовь.
Алена Никулина
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий