О Международном фестивале камерных театров кукол "Московские каникулы", который состоялся 30 сентября - 3 октября 2016 года.
ХI
Международный фестиваль камерных театров кукол «Московские каникулы» прошел в
этом году в Москве в уютном театральном Особняке, в последних числах сентября,
в начале октября, – и уже по хорошей сложившейся традиции собрал всех своих
друзей и зрителей.
Середина
осени – это насыщенная фестивальная страда у кукольников: в этом осеннем сезоне
на территории России состоялись большие фестивали кукол, такие как БТК-фест
(Санкт-Петербург), «Петрушка Великий» (Екатеринбург), «Шамбай-фест» (Казань) и
фестиваль кукол им. С. Образцова. У неискушенного зрителя может возникнуть
вопрос, как же за всем успеть, все посмотреть. А самый важный вопрос, как не
потеряться камерным формам, сохранить свою самобытность, востребованность, а
главное, привлечь и расположить своего зрителя. «Московские каникулы» фестиваль
с долгой историей, со своей культурой, традициями и постоянными участниками.
Так и в этом году, сменив сезонные предпочтения с весны на осень, а также
сменив ежегодное проведение на биеннале (из-за организационных моментов и
требований от министерства культуры) фестиваль с радушием собрал своих друзей:
душевных, веселых, дружных, преданных своему делу и ремеслу, иногда немного
хулиганских – «бродячих кукольников», ведь «малую форму» всегда легче уместить
в формат постоянных передвижений, поисков и новых площадок. В этом году
расширился и творческий оргкомитет фестиваля. Помимо его главных прародителей
Союза театральных деятелей РФ, Театра «ТриЛика» (В. Драгун, Е. Мартынова),
Международной ассоциации «Бродячие кукольники», и постоянной поддержке
российского центра UNIMA, к оргкомитету присоединился «творческий десант» Д.
Гайдель и коллектив Санкт-Петербургского театра «Привет» (И. Слюсарь и Д.
Кольцов), что позволило провести драматургически-оригинальное открытие и закрытие
программы фестиваля.
Организаторами была представлена в форме театрального
капустника-ребуса особая презентация каждого коллектива. В этом году на
фестиваль собрались представители из Белоруссии, Украины, России, Прибалтики.
На фестивале,
что стало уже хорошей традицией, и необходимым творческим диалогом, вновь
состоялась столь необходимая взаимосвязь – обсуждение спектаклей критиками
после их просмотра на творческую аудиторию и зрителей.
Также на
фесте была заявлена форма архива фестиваля, в которой были показаны спектакли
долгожители. Так камерный театр «Пилигрим» (Коломна, семейный, частный театр О.
Гаврилина и Е. Пичугиной), является представителем архетипического фольклорного
театра, в основной идее которого лежит задача возрождения традиционных форм народного
театра. Особым направлением в театре становится возобновление традиций,
связанных с религиозными праздниками – Рождества и Пасхи.
На фестивале было
показано два спектакля: «Дары Артабана» – религиозно-мистериальный спектакль,
посвященный празднованию светлого Христова Воскресения. В основу постановки
взят сюжет апокрифической истории о «четвертом волхве», которую на Руси
пересказал духовный писатель и священник XIX века Георгий Петров.
Сценографически спектакль создан по принципу переносного ящика, со
стилизованным приемом панорамы, в котором выводными куклами разыгрываются
сюжетные истории. И, конечно, спектакль обретает свою самобытность благодаря
живому исполнению народной музыки и пасхальных «волочебных» песен.
Второй
спектакль этого же коллектива – «Ванькины именины» («Аленушкины сказки») был
заявлен в основной программе фестиваля.
Постановка отображает традиционное
обыгрывание социальных типажей в кукольных домиках, которые зародилась еще в
XIX столетии. Бродячий сюжет первоосновы спектакля об оживших во время сна
куклах, обработан русским классиком Д. Маминым-Сибиряком. Яркие марионетки
удачно типизировались благодаря голосовым данным актеров (Е. Пичугиной и О.
Гаврилина) и ярким художественным образам (Ваньки, Доктора, Петрушки и его
супруги; лирической влюбленной истории Башмачка и Метелочки). Музыкальным
лейтмотивом выступала мелодия балетной сюиты Дм. Шостаковича «Танцы кукол»
В этом году
со своей авторской миниатюрной заявкой (новым прочтением сказки «Колобок» (авт.
А. Пронькин) в фесте принял участие постоянный коллектив «Ученый Медведь»,
который в своем творчестве тоже придерживается фольклорного направления.
Театр «Шутик»
(Москва, актеры и основатели театра Е. Моргачева, В. Моргачев), в архиве
фестиваля показали спектакль «Молитва о Томасине» (реж. В. Моргачев).
Ценность
постановки в ее 100% художественном кукольном оформлении – спектакль
разыгрывался выводными планшетными куклами в черном кабинете (худ. по куклам А.
Понизовская и В. Бартков). Щемяще-трогательная история о преданности и любви к
животным, а также о своем долге. Авторами был поднят спорный вопрос можно ли в
театре для детей говорить о смерти. История о кошке Томасине, ее хозяйке, и о
том, как не стоит халатно распоряжаться жизнью животных. Спектакль –
размышление, спектакль –упование, спектакль – молитва о братьях наших меньших.
Современный
театр кукол интересен своим авторским, режиссерским прочтением. Синтезируя
разные направления, он обращается к большой форме.
Спектакль
«Беру и помню» (реж. В. Костин, худ. С. Рыбина. Актеры – В. Коюшева и Р.
Аллахвердиев) театра кукол «КИТ» (Москва). Постановка, в которой, через
обращение к прозе Л.Улицкой (к письмам-воспоминаниям современников),
рассказывается о ностальгии, историях о детях, которые родились накануне войны
или в послевоенные годы.
Постановка сложилась благодаря смелому соединению в
первооснове – прозы Улицкой; а также неотъемлемой части – игры актеров в
драматическом плане; стилизованных элементов театра doc и графично-четкого
театра плоских кукол; элементов театра теней и силуэтов. А в сценографическом
оформлении – элементов подвижных щитов-ширм, на которые проецировались
кинокадры из старого альбома. Главным лейтмотивом спектакля становился мотив
детства, как наиболее пронизывающий и стержневой, в жизни каждого человека. Воспоминание
из прошлого, как перелистывание альбомных страниц, где на фотографиях
проявляются истории: о мальчике, у которого не было дорогой игрушечной машинки,
и он мастерит танк из подручных средств – кирпича, хлебного мякиша и нескольких
палочек. Про детские игры во дворе в фанты и «немцев». Про пронизанную
лирическим мотивам историю о дружбе девочки с двумя заключенными японцами. И
как обобщающий символ, в этой сцене, прием теневого театра – прорастание двух
порослей бамбуковых веточек и солнца, которое светит на них (как символ
восходящего солнца и флага Японии), совсем новой и необычной культуры для
советских людей. Постановка по своей тематике, идее и направленности напомнила
мне спектакль Омского театра кукол «Детство Никиты» по военной прозе А. Платонова
(реж.Б.Саламчев).
«Две
сестренки по концам мостка» («Stalo teatras» – «Настольный театр», г. Вильнюс,
Литва. Реж. и автор прочтения – С. Дегутите). Поэтический спектакль, созданный
по принципу театра анимации (т.е. использования, «оживления-одухотворения»
различной предметно-образной фактуры). Сочетание текстов литовского мифолога
Гинтараса Береснявичуса, в которых он соединил – литовскую и японскую культуры.
Две визуализации истории о жизни японской и литовской девушек. Утонченного
востока и народного, идущего от глубинных природных начал, литовского быта. Две
истории рассказывают девушки в «живом плане» (актрисы С. Дегутите,
К.Маурушявичуте):
японскую стилизованную сказку о «Глазах змеи» и по-новому
преобразованную историю «Эгле, королева Ужей» (в иконографическом, визуальном
прочтении ощущается литовский театр кукол, постановки «Эгле, королева Ужей» (С.
Раткявичуса, В. Мазуруса). Детальный предметный мир оживал, метафорически
преображался на сцене благодаря различным природным вещам, которые так близки
нам в домашнем окружении: плетеные корзины обыгрывались и превращались в
главных персонажей: мужа и жену, а также в животных: овечек, коров, птиц. Вазы
и обычные стеклышки преобразовывались в волшебное отображение подземелья и,
спрятанных в нем сокровищ. А приморские камни и вазы, женские шали в специфике
обыгрывания перевоплощались в поэтических героев. Атмосферность в спектакле
создавалась благодаря особой музыкальности, воспроизведенной из, казалось бы,
простых природных инструментов: деревянных бамбуковые палочек, кугил и гуслей.
Такому насыщенному, очень красивому поэтически-образному миру немного не
хватило единого режиссерски-идейного стержня в отборе художественных средств
выразительности.
Театр кукол и
людей «Обитаемый остров» (реж. В. Витковский) показал спектакль «Шаман», по
общей сюжетной направленности близкий к сюжету рассказа Чингиза Айтматова
«Пегий Пес, бегущий краем моря» и других шаманско-приключенческих и эпосных
сказаний. В программке фестиваля этот спектакль обозначен, как мистическая
драма в куклах для двух актеров.
История о главном герое – Шамане, его роде,
его прошлом разыгранная двумя актерами (В. и О. Витковскими) на столе, который
оформлен как островок мира Шамана (выводная кукла). Из природных средств
сделана его юрта, природными средствами обозначен лес, луг, речка. Главной
сверхзадачей спектакля становится отображение судьбы Шамана, ее жертвенное
дарение для дальнейшего продолжения рода. Избранность Шамана, является частью
его Мира. Он слышит голоса природы, голоса Духов и предков. Ключевыми сценами
постановки становятся: встреча с девушкой, с духами прошлого и божественными
духами (оригинальные куклы, дух в музыкальном инструменте, в бубне) и уход
Шамана в иной мир. Немного натуралистичные моменты (цветные чаши с водой, борьба
с духами прошлого, «набрасывание» тени) в спектакле разрушали его общую
мистически-ритуальною концепцию. В общем, спектакль «погрузил» зрителя в
ритуально-мистическую атмосферу, запомнился своей единой композицией и
оригинальным решением в изображении духов.
На фестивале
были представлены и спектакли для семейного просмотра, на которых было
интересно детям и не скучно их родителям. Такая желанная «золотая середина»
достигается благодаря многим художественным сегментам – тексту (драматургии),
художественному решению, импровизации, актерской игре.
Независимый
театральный проект «PANAMA» (г. Москва) – «Сказка о Золотом Петушке» (реж. Н.
Пахомова, худ. Р. Вильчик, муз. оформление М. Косенко). Все мы хорошо знаем
сказку Пушкина и классический мультик «Союзмультфильма». Создатели же этого
спектакля проявили авторское
оригинальное решение в визуализации поэтического текста Пушкина. Весь
поэтический текст повествуется от лица Шамаханской царицы, которую зритель
видит сразу, как заходит в зал.
А рядом с ней расположилась девушка-музыкант,
которая играла на 9 необычных музыкальных инструментах. В центре зала разложена
напольная карта, на которой расположено объемное круглое яйцо. Яйцо – как
символ сотворение мира, своего государства, в котором и живут все герои сказки,
которые периодически будут появляться из него, как из волшебно сказочного
яйца-Фаберже.
Как уже
упоминалось, современный театр кукол, его художники часто обращаются в
художественном оформлении «за помощью» к смежным художественным формам. Частный
театр кукол, теней и света «Дом Солнца» (г. Минск, реж., автор сцен. Г.
Савельева, худ. по куклам и декорациям И. Солас). Постановка, созданная в
черном кабинете с помощью эффектов ПРК, приемов люминесценции и рисованию
световыми указками.
Обратившись к таким художественным приемам, создатели
спектакля вели свое повествование о жителях морской фауны (рыбках, рыбе-еже,
осьминоге, о морской звезде). Главной героиней была маленькая рыбка Тирли
(типажно напоминающая диснеевского Флаундера), которая готова была преодолеть
опасности морских глубин и найти заветный подарок (перламутровую жемчужину) для
любимой мамы. Художественное оформление, в своей первооснове, напоминало
детский театр, когда ребенок, собирает себе различные атрибуты для игры,
забавные забытые вещи. Так морское дно в спектакле было представлено различными
находками: мамиными бусами, современной женской туфелькой, старой коробочкой
из-под пудреницы. Последняя сцена в спектакле – общая волна, когда и сцену, и
зрителей накрывает легкая стилизованная морская волна «из легкой ткани». Таким
образом в спектакле заявлен эффект неожиданности, который вызывал общий восторг
как у маленьких, так и у больших зрителей.
Спектакль
хозяев фестиваля, театра «ТриЛика» – «Мафин-сыщик» (автор пьесы, муз.
оформление и реж. Д. Петухова; худ.-пост. Ю. Скуратова; декор, и куклы Д.
Граяускене; хореограф С. Бандалетова) – это детективная история для семейного
просмотра в театре кукол. В постановке удачно соединено яркое разнообразие
художественного оформления и драматургический детективный ход. По ходу
действия, его «накалу» все неожиданно появляется из чемоданов – домик Мафина,
новые герои-персонажи – Овечка, Собака, Страус (яркие куклы, в стилизованном
направлении печворка), а также потерянные вещи и предметы.
Для того, чтобы два
актера в художественном плане не сливались можно было бы «женскую партию»
переодеть в «дамский образ», а также заменить головные уборы у актеров в «живом
плане». Художница Ю. Скуратова неоднократно работает с этим коллективом. Ее
оформление «Хрустальной сказки» («Золушки») этого же театра показывает ее
возможный диапазон, как художника – от утонченных линий и форм в «Золушке», к
ярко-озорному, немного балаганному художественному выражению сценического
оформления в «Мафине-сыщике».
Театр кукол
«Привет» (Санкт-Петербург).
«Маленький Дед Мороз» (Реж. И.
Слюсарь, худ. Е. Петухова). Яркий новогодний спектакль о кругосветном
путешествии маленького деда мороза, который еще только учится делать
волшебство. Сказочность появлялась в самых непредсказуемо-предсказуемых вещах,
а ощущение праздника возникало благодаря обыгрыванию сценического пространства,
и оживлению кукол актером Д. Кольцовым.
Предсказуемая интерактивная игра в
детском спектакле зависела от нюансировки игры актера, с которой он органично
справился. Чувство праздника и волшебства не покидало зрителя на протяжении
всего спектакля, а самые тривиальные фокусы, когда из коробки появляется еще
коробка, а в этой коробке праздничный сюрприз – он же кукла – и рождали чудо...
Современное искусство близко к «парафразам» и цитированию. Так, в
художественном оформлении спектакля были использованы мотивы мультиков «Гора
самоцветов» и «Падал прошлогодний снег» А. Татарского.
Театр кукол
«Гномик» (Каунас, Литва) показал спектакль «Петушок, повелитель солнца» (реж.,
худ., муз. Д. Арманавичюс), рассчитанный именно на семейный просмотр. Сюжетная
история о Петушке, который обманывал своих кур, была разыграна одним актером
(Д. Арманавичюс) на ширме с неподдельным юмором, нюансировкой в кукловождении и
голосовой интонацией актера.
В
классической традиции иллюстративного театра кукол с художественным вкусом,
запоминающимися выразительными сценами и четко выстроенной сюжетной историей
были решены следующие спектакли: «Театроль-театр» (г. Москва), «Чудо Алых
Парусов» (реж. Евг. Соловьев, худ. Ю. Рихтер); театр «Без занавеса» (г.
Санкт-Петербург) «Игра в прятки» (реж. Ю. Морева, худ. Н. Малышева); Камерный
театр кукол (г. Москва) со сказкой «Гуси-Лебеди» (Реж. В. Баджи, худ. А. Корытова);
театр кукол «Фонарик» (Таллин, Эстония) «Шерстяная сказка» (реж. и худ. И.
Марьяпуу). В каждой постановке запоминался свой яркий образ. Два яруса в
сценическом изображении (как разделения двух миров бытового и возвышенного),
корабль с Алыми парусами и музыкальное сопровождение спектакля («Чудо Алых
парусов»). Муравей-обжора, кукла-тантомореска и Циркач («Игра в Прятки»). А в
«Шерстяной сказке» – мягкое, «текстильное» оформление. Спектакль был решен в
вязанном стиле. И ассоциативно, сюжетно
напоминал кукольный мультик «Союзмультфильма» – «Клубок» .
В этом году
на фестивале четко вырисовалась лабораторно-практическое направление, которое,
хотелось бы пожелать организаторам, в последующих фестивалях выносилось в
отдельную программу.
«Вязанный
театр» из Риги показал на фестивале медитативно-лечебный спектакль с элементами
драматерапии «Легенду о храбром воине и Михаиле» (педагог и психолог –
А.Андреева, муз. А. Ваште, менеджер театра М. Гренбере). Этот коллектив не
профессиональных актеров был представлен на фестивале с идеей
ритуально-игрового театра-терапии, что в своей первооснове близко к основной
задаче театра кукол. В истории театра кукол, заявленной многими теоретиками от
Н. Маньяна до Х. Юрковского существует две парадигмы происхождения театра кукол
– одна ритуальная, и одна игровая.
Идея «Вязанного театра» близка к соединению
этих двух начал. Сюжет спектакля восходит к легенде об огнедышащем драконе,
который пожирает солнце. Также существуют и воины света, и отважный Михаил,
который в свой час приходит на помощь. Спектакль решен в стиле домашнего
игрового театра, когда все придумывается и создается на глазах у зрителей. Вся
природная фауна – это разноцветные платки из маминого гардероба, валяные куклы
и мотанки – главные герои. По идее создателей в этом спектакле-медитации есть
«три медитативных потока»: «поток музыки», «поток текста», «поток действия».
Перед самим действом с детьми был проведен мастер-класс по созданию атрибутов к
спектаклю – солнца и других героев, сделанных из воска. Не случайно, что к
ритуальной части спектакля относится и работа с залом, определенный настрой –
помазывание миром в конце спектакля, как объединение в едином духовном
пространстве.
К
лабораторной части фестиваля также можно отнести спектакль Харьковского
коллектива «Малого театра Марионеток» «Черно-Белл» (реж. В. Дзех, худ. К.
Бова). В программе этот спектакль был заявлен как спектакль-премьера.
Интересная история о Черно-Белле – собирательном образе и персонаже в живом
плане (В. Дзех), который объединяет в себе качества положительные и
отрицательные.
По сути своей очень социальный спектакль. Так как черно-белым
стало наше общество. Черно-Белл живёт в своём чёрно-белом мире, и единственное,
что приносит ему радость, – это он сам. Герой также является азартным,
ироничным шутником. В один момент в этом графичном чёрно-белом мире появляется
цветной мальчик, способный всё изменить. Цвет – это своеобразный «генератор
эмоций» в спектакле. С помощью обращения к цвету, постановщики показали
зрителям, как может измениться мир и люди вокруг нас. Цвет и яркие краски также
можно получить в процессе познавания нового, при чтении книг. Обретая свой
цвет, каждый из нас становится личностью.
Для
лабораторной работы – это очень интересная заявка, а в формате фестивальной
программы спектаклю не хватило драматургической и режиссерской выстроенности.
«Московские
каникулы» – фестиваль камерных театров, который помогает нам уйти от серости
будней. Встречи, коллективы, обсуждение, творчество – вот те яркие краски,
которые подарил нам XI Международный фестиваль. Будем с нетерпением ждать следующих
встреч!
Comments[ 0 ]
Отправить комментарий